Больше рецензий

La_Strada

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2012 г. 13:54

208

4

Шикарная задумка, неплохое исполнение, дурацкая концовка.

Для меня книга четко делится на два смысловых плана. Итак, первая часть марлезонского балета: герой с лаконичным именем А каждый день просыпается в новом теле. В полночь он должен это тело покинуть и переселиться в другого «носителя» своего возраста. Новый дом, новые родители, друзья, школа, проблемы. Сегодня ты сногсшибательная красотка, завтра – наркоман, послезавтра – нелегальная эмигрантка, еще через день – парень с полусумасшедшими родителями. Герой, заимствуя тело, старается а)не навредить, б)не вмешиваться, в)не привязываться. Изредка приходится делать исключения, как, например, для девочки, которая планирует совершить самоубийство. Следить за этими реинкарнациями действительно интересно.

Разные истории, разные судьбы дают автору возможность поговорить о наркомании, алкоголизме, нездоровом религиозном рвении, смерти, гендерных проблемах. Но здесь же таится жирный минус книги: формат «один день человеческой жизни на трех страницах» позволяет лишь поверхностно поговорить о серьезных вещах. В общем, проскакали с шашкой наголо, что-то покричали, и на этом атака захлебнулась. Взять историю про девочку, которая, сев пьяной за руль, угробила брата. В книге этот день – лишь повод не пустить героя к героине. А меня в этот день их высокие чувства не волнуют, меня волнует ад, который творится в душе этой начинающей алкоголички. Понятно, что если хочется более глубокого раскрытия проблемы, можно, например, посмотреть чудесный фильм «Рейчел выходит замуж», но зачем тогда было вообще эту тему поднимать?

Теперь любовная линия. Книга, собственно, с того и начинается, что герой влюбляется в Рианнон - девушку парня, чье тело он заимствует. Автор не считает нужным толком объяснить, чем она так зацепила нашего многоликого героя. Конечно, бывает так, что «средь шумного бала случайно», но хоть какая-то причина должна быть, пусть даже пустяковая, вроде ямочки на подбородке или глаз невыносимой синевы. Непонятно, чего ради герой сразу был готов поступиться своим железобетонным правилом невмешательства. И еще, пока не забыла: уважаемые авторы, перестаньте сравнивать губы с лепестками цветов! Приличные люди этого уже лет двести не делают.

Героине предлагается любить героя то в образе симпатичного парня, то девушки, то потеющего толстяка. При этом героиня чудесная – вполне разумная девочка, которая понимает, что с этим товарищем ячейку общества не построишь, с друзьями не познакомишь, родителям не представишь. Я изо всех сил стараюсь не спойлерить, поэтому скажу лишь, что в конце герой принимает Решение, руководствуясь главной заповедью «не навреди». Я уважаю его высокие моральные принципы, поэтому концовка кажется более чем логичной, но вот финальное выступление героя заставляет забыть об изящных манерах и неэлегантно высказаться: «Че за фигня?»