Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

20 мая 2021 г. 11:51

790

4

Все люди подвержены мышлению стереотипами и оппозициями: мой-твой, мы-они, свое-чужое, плохо-хорошо. При этом они выстраиваются двумя параллельными списками-башенками, и то, что будет противоположно «я/мы/хорошо», то априори будет попадать в сферу «другой/они/плохо». Так сложилось эволюционно, культурно, и определенная логика в этом есть.

Багиров, судя по его же словам, рассказывает свою беллетрилизированную биографию, создавая собирательный образ гастарбайтера, чужого, незванного гостя. Параллельно он рисует образ коренного москвича и постоянно сталкивает два этих мира. Неплохо проходится еще и по теме бездуховности менеджеров среднего звена и всему тому дух’lessу, по которому было модно топтаться в начале нулевых.

Чисто художественно эта повесть скорее напоминает такую ироничную биографию, без единого толкового сюжета. Впрочем, какой сюжет может быть в биографии? Гостя столицы мотает от безденежья к финансовому успеху и обязательно следующему потом краху и скатыванию на дно жизни. Ему постоянно напоминают кто он и где его место.

Книга вызвала немало батхерта среди читателей, и я могу представить почему. Багиров прошелся по очень многим горячим топикам и представителям разных классов населения, что не могло не задеть. Местами он это делает достаточно топорно и очень уж карикатурно рисует некоторых персонажей, но в целом это неплохо вписывается в общую стилистику текста и подходит такой манере повествования.

С другой стороны у него получается все очень полярно. Если мент, то продажный, если политик, то взяточник, если бизнес, то обман, если коренной москвич, то сноб и так далее. Подкупает только вера героя в светлую и чистую любовь, в существование женского идеала, который он, впрочем, так и не находит, но остается непробиваемым оптимистом.

Книга мелькала в топах «контркультуры», с чем я не особо согласен, да и позиционируется тоже так же. Герой крутится на определенном социальном дне, периодически впадает в запои, натыкается на неприятности с законом и с бандитами, но все это происходит как-то слишком бодро, без трэша и атмосферы безысходности, которая всегда сопровождает тру контркультурные тексты. При всем Багиров слишком интеллигентен и тонок, местами же он просто нарочито груб, немного вымучено груб, что выдает в нем скорее уж наблюдателя событий, а не балансирующего на грани выживания. Хорошая беллетристика с заявкой на контркультурность, не более. Но все равно зачет.