Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2021 г. 00:20

933

3 Чем люди мертвы?

Это история одного преступления? Правда? «Преступление без наказания» про подростков и для подростков? Психоделика Патриции Хайсмит и Стивена Кинга в душе одного отдельно взятого шестнадцатилетнего Григория Александровича Печорина? Почему меня это лично задевает? Почему современную литературу в целом я воспринимаю как поклёп на современников? Почему я считаю допустимым так писать для взрослых, но не допустимым – для детей и подростков? Где та грань, за которую нельзя переступать нравоописателю? Возможно ли, что один автор написал корректнейшую и глубокую философскую притчу для подростков «Облачный полк» и вненравственную историю для подростков же, в духе Чака Паланика – «Мертвец»? Случайна ли возникающая в моей голове прямая ассоциация с «Отягощёнными злом» братьев Стругацких? Это вообще – реализм или фантастика?

Упырь – единственный положительный подростковый персонаж книги? Положительный персонаж-жертва? Рассказанная история учит подростков тому, что цинизм, безразличие и усталость всегда берут верх над интеллигентностью, образованностью и чуткостью? Никита устал быть хорошим ребёнком почему? История, рассказанная Никитой – тонко срежиссированная подготовка убийства? Упырь в итоге погибает? Бабушка Никиты – это такой добрый Порфирий Петрович? Зачем она рассказывает Никите сказку как он убил Упыря? Она всегда это о нём знала и чувствовала, что подобное рано или поздно произойдёт? А мерзкий Вырвиглаз и правда на фоне Никиты, Сени Слащёвых и Кати – не такой мерзкий? Почему милая провинциальная история скатывается в нетривиальный трэш? Что в нас делает нас зверем?

Чем история меня держит? Юмором, знанием жизни, понимание автором человека? Где граница между «понравилось» и «впечатляет, но раздражает»? Метеорит, история Секацкого, провалы, собака Секацкого, зенитки – это вообще о чём? Автор иносказательно говорит о присутствии в подростке инстинкта убивать? Убить – как способ решения проблем? Убить, чтобы наказать за вину других? Почему мне больше всего в книге не нравятся иллюстрации? Потому что они точно воплощают замысел автора? Сколько ещё таких «Мертвецов» похоронено в современной детской и подростковой литературе. Похоронное хобби Сеньки – не случайность? Т.е. – аллюзия на «Кладбище домашних животных» вшита в эту историю? Как это расчитать обратно? Как мне вернуть меня того – не читавшего «Мертвеца»? А правда ли, что если бы в этой книге не было криминальной составляющей она сильно бы пострадала и потеряла что-то в своей цельности? Почему я могу понять зачем было написано «Преступление и наказание», но зачем был написан «Мертвец» - нет? Буду ли я ещё читать книги Эдуарда Веркина?

В рамках Игры «Жанровые рецензии» Квест №2

Искренне признателен majj-s за нетривиальную рекомендацию - это было тяжёлое, но впечатляющее чтение...

Ветка комментариев


Спасибо, Майя. Эта рецензия - спонтанные эмоции, рационально изложить восприятие этой истории не случилось. Книга необычная.


Но мы с вами, я гляжу, одинаково поняли финал. А ведь большинство читателей, кажется, предпочло не разглядеть.


Это интересно... Несколько лет назад, в период моего лайвлибовского молчания, я два года подряд читал исключительно классические британские детективы. У Ричарда Халла есть роман "Убийство моей тётушки", если исключить из рассмотрения тонкий английский юмор этой книги, то атмосфера искажённой реальности в глазах главных героев Халла и Веркина просто поражает схожестью. Надо отдать должное Веркину - у Халла, после дневника племянничка идёт дневник тётушки, где пелена снимается с глаз читателя, у Веркина читатель должен додумывать сам. Интересное сравнение получилось..., мне самому интересное.


Один из главных смыслов и наибольших удовольствий чтения.


Согласен - это занятный и душеполезный литературный приём..., особенно когда им к месту и умело пользуются.