Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2021 г. 07:48

390

0 Оттенки пустоты

Адьяшанти я полюбила как-то сразу, с первой книги ( Конец твоего мира ). Мне все время кажется, что он говорит о том, о чем нужно. Все его публичные выступления, а «Танцующая пустота» – это сборник статей, сделанных на базе аудио записей с различных ретритов, вращаются вокруг природы просветления. Вкратце, вот что он говорит:

1. Все неважно, кроме просветления.
2. Просветление тоже неважно, потому что (см. п.1), ВСЕ неважно.

Важность – это ловушка. I am that I am (Я то, что я есть), остальное – вторично. Адьяшанти (Адья, как его называют ученики) выступает в роли того дзенского пальца – о котором так много говорили, что он стал общим местом – указующего на луну. Он без устали толкует о несказуемом с единственной целью – указать направление. Или, даже вернее, – отвлечь внимание от несущественного.

У человека «между ушами» (between your ears) находится большая проблема – виртуальная реальность, в восточной философии традиционно называемая сансарой. А за ней стоит пустота, которой не достичь из-за сансарических помех. Наше внимание приковано к вещам заметным, но несущественным. Адьяшанти приводит пример белой стены с нарисованными на ней точками. Каждый, кто на нее смотрит, говорит: «Да тут все в точках»! На самом деле, пустого пространства на стене гораздо больше, чем точек, но мы даже не замечаем этого пространства, точки завораживают нас. Любая буддийская практика сводится к тому, чтобы вдруг заметить это пустое пространство и увидеть, как оно танцует.

Хотя пустота не имеет свойств, есть нюансы. По крайней мере, Адьяшанти различает разные виды пустоты. Пустота у Адьяшанти не «emptiness of emptiness» (пустота пустоты) или «cool emptiness» (холодная пустота), но пустота живая, наполненная и танцующая. «But when it's the true emptiness, your being is dancing» (Когда это истинная пустота, все твое существо танцует).

Может показаться, что двести с лишним страниц о пустоте – это скучно и беспредметно. На самом деле – нет. Пустота – это лишь основной лейтмотив, тогда как книга говорит о многих вещах, хорошо связанных между собой. Каждая статья касается каких-то аспектов буддийской практики, а некоторые даже разрушают устоявшиеся мифы.

Один из таких мифов – необходимость смерти или оставления эго. Адья говорит, что эго не может умереть по одной простой причине – его нет. «Conditioning is not an ego». (Обусловленность – это не эго). Это динамический ментальный конструкт, движение ума (movement of mind). И никак нельзя оставить то, чего нет, нужно просто не придавать значения этому потоку, но знать, каково его текущее состояние: жажда признания, любви, Господа, денег, новых игрушек, материальных и духовных.

Sense of self is cyclical, mechanical, and impersonal. Samsara is a completely mechanical unfolding of conditioning. It exists only between your ears.
---
Чувство я циклично, механично и безлично. Сансара – это полностью механичное развертывание процессов обусловленности. Она существует только в вашей голове.

Хотя автор следует традиции дзен, то, что он говорит, иногда звучит не совсем по-буддийски. Учения, переходя в другие культуры, трансформируются. Возможно, Адьяшанти привносит в дзен что-то свое, пришедшее из западной культуры. В частности, он много говорит о любви, которая является корнем христианской религии, но редко, если не сказать никогда, упоминается в буддизме.

Some people can be very enlightened in their mind but nowhere else.
---
Некоторые люди могут быть очень просветленными на уровне ума, но не более.

А истинное просветление – в сердце.
В книге говорится о препятствиях в практике, о тотальном желании контроля и необходимости от него отказаться, вернее оставить, потому что отказ – это вид борьбы, а пока ты борешься, ты в сансаре. Только полная капитуляция (в христианской терминологии это сдача на милость божью) освобождает и ведет к просветлению. Также говорится о непривязанности и пребывании в моменте, об иллюзиях, тишине, сострадании, приверженности пути, духовных отношениях и многом другом.

Излагается все это совсем не скучно, потому что Адья не проповедник, а практик и поэт. Его язык прост, он воспламеняет и зовет к танцующей пустоте, к истине.

Рекомендую всем, кому интересен буддизм, и не только. Манера и методы Адьяшанти близки к светской безрелигиозной духовности, которая сейчас повсеместно начинает распространяться. Его дзен – это не религия, а духовный путь, не имеющий начала и конца.

Книга прочитана в рамках игры Несказанные речи.