Больше рецензий

12 мая 2021 г. 10:30

3K

4 "... Детские годы чудесные..."

С произведениями Эдуарда Лимонова я до этой книги знакома не была, однако о самом авторе наслышана... В двух словах содержание этих слухов можно обозначить строчкой из стихотворения Сергея Есенина - "прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист". И, естественно, что это никак не способствовало желанию знакомится с творчеством писателя. Эту книгу мне посоветовали в новогоднем флешмобе и первым порывом было отказаться, однако я решила, что называется, сыграть по маленькой - если уж и браться за Лимонова, то пусть это будет произведение небольшого объема и посвященное детским воспоминаниям автора. Ну, мол, какая тут может быть похабщина и матерщина - рассудила я. А Эдуард Вениаминович рассудил иначе. Мат свалился мне на голову как снег в начале мая. В первый момент я даже опешила, так как ничего не предвещало его появления! Я не люблю грубые ругательства в книгах вообще, но иногда, когда они нужны для усиления эффекта от происходящего, я могу закрыть на них глаза. Здесь же употребление мата на мой взгляд не было оправданным. Его наличие в тексте все только опошляло и принижало. Вот вроде бы как будто мы видим мир глазами маленького мальчика и тут трах-бах и проявляется взрослый грубый дядька, кидает пару бранных реплик и снова пропадает до поры до времени. Пошлости я тоже здесь не ожидала увидеть, однако один раз автор не удержался и выдал нам весьма и весьма похабную сцену детского секса. Я, конечно, понимаю, что познание особенностей функционирования тел противоположного пола - это неотъемлемый этап взросления, но описать его можно по-разному и у Лимонова это вышло мерзко. Кстати, при публикации повести в журнале "Знамя" эта сцена была изъята по цензурным соображениям, на что очень сетовал впоследствии автор. Но я в этот раз стану на сторону цензуры...

Автору частенько также приписывают такую характеристику, как ярый антисоветчик. Не знаю как в других его работах, но конкретно в этом произведении никаких нападок на Страну Советов я не обнаружила... Позднее у критиков я прочитала, что таки да - "У нас была Великая Эпоха" считается наиболее прогосударственным трудом Лимонова. Эдуард Лимонов одновременно весело и с легкой грустью вспоминает свои ранние детские годы, пришедшиеся на первое послевоенное время, рассказывает байки о предках, вспоминает родителей и военный быт, который им пришлось познать благодаря профессии отца, описывает разрушенный и голодный Харьков, товарищей по играм и проказам и многое другое. Этот экскурс в детство получился очень светлым и легким. Возможно это объясняется тем, что книга была написана в период эмиграции во Франции, а время и расстояние всегда сглаживает острые углы и заставляет нас видеть свое прошлое в несколько более радужных красках. Меня весьма позабавило то, как писатель описывал взаимоотношения своих родителей, что отец обладал весьма гулящим нравом и не планировал жениться на его матери, несмотря на наличие общего ребенка, что для тех времен было вопиюще-скандальным прецедентом. Подобные страницы семейной биографии люди обычно стараются замалчивать и делают вид, что все у них было как у всех, по взаимной большой любви, с правильной хронологий "встречание-свадьба-ребенок" и ни в коем случае не наоборот и т.д. и т.п. - Лимонов в этом плане честно-иронично оригинален. Мне кажется, что его бунтарскому духу где-то в глубине души даже льстит подобный эпизод из родительской истории. Я не буду уникальной и как и другие читатели, написавшие рецензии на эту книгу, отмечу, что самым сильным моментом для меня был эпизод с тем, как мать Лимонова с новорожденным ребенком не пустили в бомбоубежище. Эта сцена подобна ушату холодный воды, вылитой на голову в жаркий полдень. Мы так сфокусированы благодаря кино и литературе на героизме, сплоченности, взаимовыручке и самоотверженности наших граждан в период Великой Отечественной Войны, что с легкостью забываем о том, что и тогда не перевелись люди злые, лихие и подлые... И именно от того, что они не так часто попадают в писательский или режиссерский фокус, встречая их, испытываешь такой шок... Но, к счастью, такие люди были в меньшинстве - иначе Победы бы нам не видать...

Если не знать ничего о личности Лимонова и просто прочитать название книги, можно подумать, что в ней автор будет предаваться ностальгии об ушедшей эпохе в глобальном, общегосударственном значении - мол, какая страна пропала. Однако по моим собственным впечатлениям это не так. Великая Эпоха здесь употребляется в микро-смысле этого слова и скорее всего имеет отношение лишь к жизни самого Лимонова. Ранний период его детства, описанный в этой повести, был самым легким и беззаботным - не смотря на все те объективные жизненные факторы, которые ему сопутствовали. Мне кажется, что в этой книге сквозит тоской лишь по собственным ушедшим годам и, может быть, людям, которые в них были бок о бок с автором и вместе с ним учились жить в этом новом, послевоенном мире... Дочитав до последней страницы, я подумала, что от финала веет какой-то недосказанностью - как будто человека оборвали на полуслове. Позднее, я узнала, что эта повесть - первая в "Харьковском цикле" и за ней следуют "Подросток Савенко" и "Молодой негодяй", раскрывающие нам дальнейший жизненный путь Лимонова. Поскольку "У нас была Великая Эпоха" мне понравилась, я продолжу знакомство с циклом, хотя и опасаюсь, что именно в продолжении все то, за что ругают Лимонова, проявится во всей красе и расцветет буйным цветом....

Книга прочитана в рамках 102-го тура игры "Книгомарафон" и 7-го тура игры "KillWish"

Комментарии


"Это я - Эдичка" - вот начало и конец моего знакомства с Лимоновым. Вот, честно, я не ханжа и считаю мат полноценным лексическим пластом разговорного языка. Но мат ради мата, животный натурализм и циничный такой, хамовитый эпатаж - не, не моё.
А рецензия классная. Если бы не давняя прививка "от Лимонова", может, и попыталась бы :-)