Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

11 мая 2021 г. 21:11

454

5 Плохие хорошие парни

Врубалась я в этот роман очень тяжело, даже было намерение бросить чтение. Но наконец, когда поняла, кто здесь кому Рабинович, не смогла оторваться и было жаль приближаться к финалу. Книга мощная, как течение реки. И Река не даром здесь один из главных персонажей. И люди, живущие на ее берегах, плоть от плоти этой суровой природы. От реки и деревьев можно уехать, но их вечный зов все равно настигнет и вернет человека к его истокам.
Одновременно посмотрела фильм Пола Ньюмана. Конечно же роман гораздо более глубокий и многоплановый! К тому же у фильма и книги совершенно разные акценты. Роман сосредоточен на межличностных отношениях, а в фильме больше показан конфликт человека и природы. Честно говоря, от кадров вырубки леса у меня мурашки пошли. Это какое-то первобытное варварство!
Итак, главные герои. Здесь нет плохих и хороших. Тем более, с позиций современного человека. Думаю, современные США эту книгу восприняли бы в штыки. Точнее, не восприняли бы от слова совсем. Потому что здесь показана Америка сильных белых мужчин. И прежде всего сильных белых мужчин. Тех самых. которых сейчас называют сексистами и расистами. Наверное, суть этой книги можно было бы выразить словами знаменитого рекламного ролика: сила реки, сила тайги, сила семьи, сила любви, сила духа и сила воли. Это постулат, увы, утраченный сегодняшней Америкой.
Хотелось бы остановиться на социокультурном контексте романа. Собственно, в основе конфликта двух братьев Стамперов лежит эдипов комплекс. И вот здесь у меня возник вопрос, который, наверное, кому-то из читавших покажется странным: Лиланд точно брат Хэнка? Или он его сын? Лично я склоняюсь ко второму. Если исходить из этого, тогда все как-то само собой раскладывается по полкам.
В этом же контексте вполне оправдано отсечение руки у Генри и впоследствии ее демонстрация Хэнком с совершенно понятным, но очень неприличным жестом. В данном контексте опять очевидна отсылка к Фрейду, кстати, очень популярному в США после Второй Мировой войны.
Очень интересна композиция книги и литературные приемы ее построения. В принципе, многогласие, когда одно и тоже событие рассматривается с разных сторон, от имени разных персонажей, не столь уже и ново в литературе, но Кен Кизи, пожалуй, впервые описывает события от имени автора и одновременно от имени главных героев. Поэтому, читая, важно поймать этот своего рода тумблер переключения. И тогда роман откроется во всем своем многообразии и глубине.
Интересно, что книга заканчивается тем же, чем начинается. Тем самым неприличным жестом мертвой руки, который даже не нуждается в особой расшифровке: даже мертвый я не сдаюсь и всех посылаю на известные три буквы. Потому что я - альфа-самец и хозяин всего, что здесь есть, а вы вместе со своим тредюнионом - всего лишь жирные тупые еноты.
Так и не пришла к согласию в том, какой перевод названия книги наиболее близок к авторскому. Но вот обложка книги вообще не туда. Джо Бен - персонаж второго плана, не играющий особой роли в романе за исключением собственной нелепой гибели.
Короче,ладно. Книга мне безумно понравилась. С нетерпением жду ее обсуждения в Клубе "Читаем классику вместе". Рекомендую к обязательному прочтению. Не пожалеете.

Прочитано в рамках Клуба "Читаем классику вместе!". Бонусная книга мая.

Комментарии


У меня тоже была мысль на счёт того, что это сын Хэнка, после писем его матери. Ну, тут только догадки

Да. И еще жена Хэнка и мать Лиланда похожи, как две капли воды.


Этим Стэмперам нравится один типаж женский


Если это не намек на Эдипов комплекс