Больше рецензий

10 мая 2021 г. 22:40

163

2 "Нажми на кнопку - получишь результат"

Очень, очень странное послевкусие оставляет эта книга… Какой-то недосказанности, неопределенности, непонятности, незавершенности.
Ощущения на выходе размытые. Вроде бы и не совсем плохо, но и определенно не хорошо. Вроде была интересная завязка, но концовка оставила привкус обманутых ожиданий. Картинки на страницах книги, подростки - действующие лица, даже название (особенно в паре с продолжением) - навевают подозрения, что книга могла быть задумана, как чтиво для подростков, нечто в духе Р.Л.Стайна. Но и это вроде бы не совсем верно, поскольку "Гвенди" - это не пародия и не молодежный ужастик. А что? Вот именно, что?

Начало очень в духе Стивена Кинга, интригующее. Маленький городок Касл-Рок (поклонники творчества писателя знают о нём не понаслышке). Двенадцатилетняя Гвенди страдает от насмешек одноклассников: она слишком полная, в очках, а в сентябре она переходит в среднюю школу и вовсе не хочет, чтобы обидные прозвища увязались за ней. Поэтому, будучи девочкой с характером и силой воли, она начинает усиленно заниматься спортом. Благо, недалеко от дома находится знаменитая Лестница самоубийц, около трёхсот ступеней. Отличный тренажер! И вот как-то раз, добравшись до самого верха лестницы и остановившись, чтобы отдышаться, Гвенди встречает загадочного незнакомца в черном, который вручает ей не менее загадочный подарок: шкатулку с рычажками и кнопками. Странная шкатулка может выдавать шоколадные фигурки и серебряные доллары. Кнопки соотносятся с частями света. А еще есть две специальные кнопки - красная и черная. Красная - это всё, что захочешь, а черная - всё, что есть. Весьма туманно он объясняет девочке назначение данного предмета и… исчезает. После чего в жизни Гвенди начинаются большие перемены. К лучшему.

Зная стиль Короля ужасов, можно было бы предположить, что история Гвенди - это укороченная и упрощенная версия "Нужных вещей". Вроде она получила всё о чем мечтала: похудела, стала самой красивой девочкой в школе, первой по всем видам спорта, отличницей, даже зрение вернулось к отметке 100%, но… бесплатный сыр только в мышеловке, так ведь? Придёт момент, и нужно будет заплатить за всё, может, даже в тройном размере. Но Гвенди оказывается весьма ответственной девочкой. Имея на руках вещь, потенциально способную выполнить любое желание, возможно, даже уничтожить весь мир или любую его часть (Вьетнам или Советский Союз, например, как вдохновенно рассуждают дети на уроке истории), дающую сверхспособности, она решает быть лишь хранителем шкатулки, опасаясь последствий своих действий, если нажмёт на непонятные кнопки. Похвально.

А теперь скажите мне, пожалуйста, какой смысл, какое искушение использовать красную кнопку и загадывать желания, если даже без этого риска всё идет прекрасно только лишь потому, что шкатулка у тебя и время от времени ты можешь есть волшебные шоколадки? Будучи мудрой девочкой, Гвенди от добра добра не ищет.
Черная кнопка в силу своего цвета ассоциируется с чем-то зловещим. Её девочка боится больше всего и… совершенно верно, ни разу даже не пробует нажать. А уж если сама Гвенди удержалась, так и нам и не должно быть любопытно, к чему это могло бы привести.

Рискну предположить, что повесть о Гвенди (а это определенно повесть, если исходить из объема произведения) - о личной ответственности. И чем больше у нас силы и возможностей, тем выше ответственность. Хороший посыл. Гвенди ни разу не попросила о чем-то запредельном, запретном или сверхъестественном (а могла бы и повод был), но не стала. Разрушительницей она изначально не была (кстати, человек в черном говорит, что выбрал её именно потому, что посчитал достойной), не была она и новой Кэрри, поэтому городок не захлестнуло испепеляющее пламя, а лишь обвалилась старая лестница и крепко досталось школьному хулигану и бандиту. Вообще, не очень понятно, почему Гвенди изначально воспринимала шкатулку по большей части как средство разрушения. С таким же успехом, как мне кажется, она могла быть использована и в благих целях. В любом случае, поведение и выдержка Гвенди характеризуют её с положительной стороны. Она действительно оказалась достойным хранителем. Но вот в чем фокус: книга проиграла от этого, и повествование получилось ни о чем. Как если бы в "Кладбище домашних животных" герой решил прислушаться к советам и не соваться на старое индейское кладбище, даже зная, что есть шанс вернуть к жизни мертвого сына. Или в "Сиянии" при первых же странностях, с которыми сталкивается семья в старинном отеле, Джек просто сказал бы: "Так, собираемся и уезжаем". Вроде бы логично, но тогда зачем писать об этом книгу?
Вот и в "Гвенди и её шкатулке" всё время ждешь какой-то кульминации, откровения, объяснения, новой встречи с таинственным человеком в черном, в конце концов. И встреча, конечно же, состоится, но оставит после себя лишь ощущение разочарования. Мы так и не узнаем, кто он такой - этот загадочный человек, зачем он даёт детям шкатулки разрушительной силы и исполняющие любые желания, почему только лишь наличие этой шкатулки способно сделать жизнь почти сказочной, за что именно отвечают кнопки и зачем они нужны, если уже есть кнопка желаний, почему именно через десять лет он забрал шкатулку у Гвенди… Сплошные зачем и почему, остающиеся без ответа. Получила - подержала - отдала.

Не знаю, за какую часть отвечал Стивен Кинг, за какую Ричард Чизмар, но декорации и герои полностью отвечают кинговскому стилю, а вот содержание неприятно удивляет отсутствием развития. А ведь ожидания были! И начиналось всё вроде бы совсем неплохо.
Самое верное определение моим впечатлениям - это ощущение, что у меня в руках побывал набросок романа, некая базовая структура, у которой есть определенный потенциал. Но увы, последняя страница перевернута и финал намекает, что никаких шкатулок в жизни Гвенди больше не будет. А что будет? Будут пёрышки! Да, да, у книги есть продолжение, но уже без участия Стивена Кинга. "Гвенди и её волшебное пёрышко" - так называется вторая часть. М-да. Если уж даже с помощью Стивена Кинга получилось не шатко не валко, как же Чизмар справится один?