Больше рецензий

Aleni11

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2021 г. 23:46

563

4.5

После прочтения прошлой части истории Буссарделей меня больше всего интересовало, какой линии в характеристиках этого семейства будет придерживаться автор. Все-таки разночтения между первой и второй книгой были заметными, как временные, так и описательные, и чопорные, прагматичные, сознающие свое достоинство, но связанные крепкими семейными узами Буссардели начала цикла мало походили на мерзких и расчетливых стяжателей без чести и совести, которые предстают перед читателями во второй части. Было заметно, что после написанных первыми «Испорченных детей» автор значительно переработал характеры членов семейства, сделал их более сложными, не столь однозначными, и в третьей книге все это нужно было как-то сбалансировать.
Надо отдать должное, с этой задачей Филипп Эриа правился неплохо, выведя из противоречий ранее описанных характеров некую золотую середину. Буссардели в «Золотой решетке» по-прежнему клан, связанный между собой нерушимыми пока еще узами, но внутри этого клана уже нет былого единства, и если нужно сделать выбор между неугодными по каким-то причинам родственниками и личными желаниями и выгодами, то выбор этот происходит не в пользу родственников. Двуличие, жесткость и расчетливость хоть и не присущи абсолютно всем Буссарделям, но именно этим качествам приходится, как и прежде, противостоять главной героине книги, Агнессе Буссардель.
Хотя в аннотации написано, что это роман о «фашистской оккупации Франции в годы Второй мировой войны», это далеко не единственная тема произведения. Да, здесь много повседневных описаний жизни того периода как на непосредственно оккупированной территории, так и в южной Свободной зоне под управлением марионеточного правительства маршала Петена. С помощью своей героини автор показывает читателям, чем жили французы военных лет, какие ограничения на них накладывались, рассказывает о проблемах с продовольствием, транспортом, жильем и прочем подобном, затрагивает тему Сопротивления. Написано замечательно, очень натуралистично и проникновенно, хотя, если честно, вспоминая ужасы, которые выпали на долю нашей страны, понимаешь, что все эти тяготы трогают не особо. Тем более, что и затрагивали они далеко не всех. Но это, конечно, исключительно в сравнении, без всякого неуважения к французскому народу.
И на фоне этого сложного времени продолжает развиваться конфликт Агнессы Буссардель с членами ее семьи, людьми, которые совсем недавно отказались от нее, обвинив во всех мыслимых и немыслимых грехах, своим коварством и расчетливостью сильно испоганив ей существование.
Но время сглаживает шероховатости, общая беда объединяет, и Агнесса, на подсознательном уровне все еще сильно привязанная к своему клану, делает шаг навстречу семье, пытаясь склеить осколки, наладить хотя бы видимость родственных отношений, дать своему сыну опору в виде близких по крови людей. Она делает этот шаг, прекрасно сознавая всю его утопичность, зная характеры своей родни, но надежда, как говорится… И в какой-то мере ей это удается, по крайней мере у нее появляются и союзники и доброжелатели, но тем сильнее потом окажется удар от самого, казалось бы, близкого человека.
И вот тут я не совсем поняла причины такой ярой непримиримости Мари Буссардель. Можно не любить своего ребенка, можно быть к нему равнодушным, можно презирать и третировать… даже ненавидеть можно, если на это есть основания… Но тут прямо патология какая-то. За что так она свою дочь? Просто за то, что она другая? Ну так откажись от нее, не люби, не общайся, зачем сознательно уничтожать-то? Из-за корысти, из любви к интригам, из зависти? Дрянь редкостная, короче, и досталось от нее главной героине по максимуму. Хорошо хоть Агнесса сумела отделить зерна от плевел, не зацикливаться на потерях и обидах, а идти по жизни дальше, найдя смысл в собственном сыне.
Стилистика Филиппа Эриа заслуживает всяческих похвал. Несмотря на отсутствие динамики и остросюжетных сцен, на рассудительную лиричность повествования, читается книга замечательно. Она полностью погружает в себя, заставляет сопереживать своим персонажам, радует интересными и зрелищными описаниями.
Единственное, чего мне немного не хватило, это более детальной проработки членов семьи Буссардель, которой могли похвастаться предыдущие части. Здесь же в центре романа – всего лишь один представитель семейства, Агнесса, остальные – фоном, на второстепенных ролях. Мы не видим их внутреннего мира, их побуждений, стремлений, довольствуясь только поступками, которые они совершают, но истоки такого поведения остаются за рамками сюжета.
Не скажу, что это много, что испортило… история Агнессы получилась яркая, атмосферная, насыщенная событиями и эмоциями, но для полноты картины было бы неплохо препарировать ее родственников чуть более детально.
А в остальном роман отличный, прочитала с удовольствием.

картинка Aleni11