Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 ноября 2012 г. 01:49

649

5

Современная русская словесность:

За излучиной Керженца дымился торфяной закат. Неестественный и воспаленный свет окрасил листву лип и лохмы бурьяна синевой, словно они были пришельцами с Венеры. Церковь, некогда беленая, а сейчас облупленная, выглядела багровой, как шмат мяса.

Как вы думаете, почему синева листьев должна быть обязательно с Венеры? После первого прочтения этого кусочка, мне показалось это пришествие естественным, но еще через пару прочтений поняла почему. Потому что уже был Николай Степанович Гумилев:

На Венере, ах, на Венере
у деревьев синие листья.

Вообще, много чего уже было. И был Пелевин. По ходу чтения в мозгу крутилось что-то про пост-пост модернизм. Потому что это конечно очень Иванов, хотя и спрятавшийся за Мавриным, но такой Иванов, который может быть только после Пелевина. Может быть, именно поэтому он и спрятался за псевдонимом? Впрочем, не поймите меня неправильно, здесь нет прямых каких-то копирований - упаси боже, - просто по ходу то тут, то там вдруг, что называется, "навевает". И навевание это такое мимолетное, едва касаемое, призрачное, эфимерное, что я бы даже согласилась с тем, что оно существует только у меня в мозгу, если бы в финале не прямое упоминание.

Про ужастики и Кинга ничегошеньки сказать не могу, поскольку никогда ничего такого не читала. Могу рассматривать эту книгу только в плане эволюции литературы в целом, той, какую сама знаю, но в жанре ужастиков - увы, тут я пас. Разве что если вспомнить, что здесь возможны спойлеры. Терпеть не могу это слово, и никогда его обычно не употребляю, а тут, раз уж пришлось, то наверное, книга находится в рамках некоего жанра, когда это слово употребимо. Поясню. Возьмем, скажем, Анну Каренину. Ну кто может тут даже близко говорить о спойлерах? Сюжет и так все знают. Но от этого ровным счетом ничего не меняется. В общем, наверное, так тоже можно оценивать книги - меняется или нет что-либо в ее прочтении от того, знаете вы сюжет или нет. Или у Пелевина - Чапаев и Пустота, да и многие другие его книги - там вообще сюжет играет какую-то десятую роль. В общем, с этой точки зрения Иванов слабоват - тут даже я понимаю, что не обо всем можно рассказывать, чтобы не перебить интерес у потенциальных читателей. И дополнительная слабина в том, что это то, чего нельзя рассказывать - не просто сюжетный трюк, но одна из главных заложенных идей книги. В общем, минусы есть, на мой взгляд. И язык иногда шероховат, и сюжетная линия порой провисает, именно из-за того, что автор желает заинтриговать читателя, навести на него мороку, пощекотать нервишки немного. Возможно, опять же, этим и объясняется псевдоним, кстати!

Однако, забудьте теперь все, что я сказала выше, кроме цитаты, и послушайте, что скажу сейчас. ЭТО ОЧЕНЬ ДОСТОЙНАЯ КНИГА! И не однодневка, мне думается. Опять же, с теми, кто ее прочитал, и у кого есть желание, обсуждать ее можно часами. Поднимаемых вопросов масса. Рискну сделать несколько набросков. Кстати сказать, в поднимаемых вопросах, и это естественно, не угадать автора Георафа, который Глобус пропил, просто невозможно!

Запущу еще один камешек в тот огород, который для меня совершенно чуждый, но которому приписывают, что именно там произрастает эта книга - в ужастики. Мне кажется, что ужастиком должно быть что-то такое, что ну вот совсем нереальное, какие-нибудь жуткие ЧУЖИЕ, с других планет или хотя бы с потустороннего мира, ну, вы поняли, в общем. Здесь же, все абсолютно реально, включая и вопрос о чужих! Ох уж эти чужие - такое ощущение, что во всей русской истории всегда были чужие и чужие. 200 лет назад чужие народу дворяне и чужие дворянам крепостные (даже язык, даже еда!!!), теперь вот чужие Москве провинциалы и чужие провинции москвичи...

Действие романа Псоглавцы, как и большинство произведений мировой литературы, разворачивается во ВНУТРЕННЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА. Одна из ключевых цитат, на мой взгляд:

представили социокультурную проблему как этическую

Наша умирающая деревня, и деградация населения - это, безусловно, огромная социокультурная проблема. Не раз я видела в том же ЖЖ кривую статистики по сокращению численности нашего населения, начиная примерно с 60-ых это уже какой-то совсем швах, который даже последствиями войны не объясняется. Разумеется, за последние 20 лет ситуация сильно ухудшилась. Я видела своими глазами только крохотные кусочки этой деградации, слышала чуток побольше, но все равно - это крохи по сравнению с тотальной действительностью. И надо сказать, этого уже достаточно, чтобы прийти в ужас. Если в большинстве ужастиков какого-нибудь Кинга миры вымышлены, и поэтому они только щекочут нервы, типа как американские горки, то когда думаешь, что нарисованная деревня Калитино - это обыденная реальность, становится действительно жутко. Мне хватает простого воспоминания некоторых взглядов, которые иногда удавалось поймать на просторах нашей горячо любимой Родины.

Иванов не был бы Ивановым, если бы не вклинил какую-нибудь историческую ретроспективу! Хотя, в его Блуде и МУДО не было этой линии (кажется), и вообще роман был схематичным. Но даже в Географе эта жилка теплилась, а тут она просто обрела полновесную силу. В общем, соединяем приятное с полезным, друзья мои, где вы еще увидите страшилку-достоевщину, сочетающую в себе исторический научпоп?!

Это так, несколько беглое восприятие, с огромным удовольствием продолжу беседу про эту замечательную книгу. Но вот вчера пол ночи из-за нее не спала - не терпелось дочитать, теперь вот тоже не терпится со всеми поделиться хотя бы кусочком впечатлений, а спать-то тоже надо... а то, это, создам еще, не дай Псоглавец, условия для собственной личностной деградации своим тотальным недосыпом... :)

PS. А, и совсем уж главная-то мысль, куда примешивается, пожалуй, еще и пелевинщина - это про объекты культуры. Которые являются как бы материализацией энергии... эх! Как мне близка эта мысль! Но тут бесполезно объяснять - и не то, чтобы именно вот энергии... объяснить сложно, но я и в жизни давно это чувствую, ну и вся книга об этом, собственно, и поэтому она мне так близка.

Комментарии


я вот ужастики вобще не читаю, боюсь. но Иванов - самый любимый автор и не настолько часто пишет, чтобы пропускать его книги)) так что пришлось прочитать, и, мне кажется, это все-таки сложно назвать ужастиком в прямом смысле этого слова к счастью)))
а насчет сходства с Пелевиным, я тоже заметила, оно и раньше, как мне кажется, несколько прослеживалось. и в следующей книге "Комьюнити" тоже есть. кстати, это еще одна книга из этой серии, не продолжение, но похожая)) мне понравилась, хотя я не могу судить объективно - ооочень уж его люблю )))


Комьюнити хочу прочитать, но пока у меня этой книги еще нет. Ну и надо сделать перерыв.

С Пелевиным оно даже не то чтобы сходтство. Просто, наверное, в эволюции литературы есть некие свои законы. Скажем, после Пушкина, или после Тургенева, или после Гоголя (ну и т.д.) - после каждого из них уже невозможно было писать так, как раньше, до них. Даже если, скажем, другому писателю и не особо что-то нравилось, но это все равно влияло.
А тут еще какие-то незримые, как призраки, параллели - и волк-оборотень (и в конце это выстрелило), и думая о Тайоте Кирилл вспоминает азиатских оборотней - лис, тут уж волей-неволей вспомнишь "Священную книгу оборотня", ну и т.д.


И еще, мне немного жалко, что он не развил линию той самой достоевщины, про которую упомянул в конце. Но, по-видимому, каждому свое - конек Иванова - это культурно-исторические вот эти "сабджекты". Кстати, что-то такое мне припоминается, что про реку Чусовую он тоже где-то говорил, что она - мэссэдж... то ли это в Чердыни, то ли в Географе... то ли где-то в интервью... в общем, точно - эта тема для него далеко не нова, просто здесь он ее развил.


ну да, про чусовую и книга есть Message: Чусовая


Еще, чтобы не забыть. Иванов хорошо прошелся по нелюбимому им ЖЖ, и особенно по любителям отвлеченных рассуждений.


Ничего не понимаю. У вас же на главной и другая обложка, и другая рецензия.
А куда предыдущая подевалась? Она, вроде бы, на порядок объемнее.


Обложка та была неправильная, это я ткнула случайно и не знала потом как поменять, а потом нашла. У меня книга эта - с Мавриным.

Рецензию сократила, да. Подумалось, что уже никто особо не заметит. И вот тут, оказывается, просчиталась. Но неужели та была лучше? ;) Могу вернуть, я ее сохранила себе на всякий случай.

Не пойму я с этим Ивановым, если честно. Мне он нравится. В том смысле, что читаю его с удовольствием, что-то трогает. Но вижу и недостатки, и в языке, и вообще. Но он самобытен, опять же. И вопросы интересные, и вообще...


День добрый!
Я заметил, потому что ваша рецензия была у меня в избранных. И старая мне как-то гораздо больше нравилась. :) Так что я голосую за возврат.
А к Иванову, на мой взгляд, применимо общее правило для всех пишущих. Самые интересные книги - это те, которые создаются для себя, "в стол". Поэтому я так высоко и ценю "Сердце Пармы".


Ради Вас. :) Вернула.

Хто его знает, что такое "в стол". Мне кажется, что для того чтобы писать, все равно человек должен кого-то представлять себе как читателя. Можно и себя, конечно, но я лично в это не очень верю, думаю, всегда есть какая-то совсем забившаяся в уголок мысля. Но тут - да, есть моменты, когда становится понятно, что частично это было сделано "на публику". И даже псевдоним. Вы читали эту книгу? Там есть несколько отличнейших мыслей, которые никак не развиты совсем. Это создает ощущение небрежности какой-то, недоделанности. Столько ружей, которые не выстрелили! - это уж как-то не комильфо.


Спасибо. :)
Кто-то из великих сказал, что любая книга имеет конкретного адресата. А если автору от этого адресата еще что-то нужно, то и вовсе получаются шедевры.
Из всего Лимонова, наверное, самый известный и читабельный - первый роман "Это я, Эдичка!", написанный с целью возвращения ушедшей от него жены.
Хотя, может, и не совсем удачный пример. :)

Очень четко можно разделить книги автора, когда он был никому не известен и уже популярного. Последние, увы, пишутся уже с оглядкой на публику и, обычно, гораздо слабее. Наглядный пример – Дмитрий Глуховский. «Метро 2033» и «Сумерки» писались для себя, и это определенная ступень в развитии современной русской литературы. А на «Метро 2034» уже без слез не взглянешь.

«Псоглавцы» еще в хотелках. Потому и сохранил вашу рецензию. :)
Я так понимаю, с Иванова требовали новых книг, и он переработал свои первые повести 90-х годов. А чтобы не спутали с более зрелыми романами, прикрылся псевдонимом.


Я следующую хочу прочитать - Комьюнити. Сюжет, как обычно у Иванова, в Псоглавцах захватывает, я давно так не зачитывалась, обычно все-таки кусочками читаю и нормалек, а тут вот реально оторваться не могла.