Больше рецензий

30 апреля 2021 г. 17:56

273

4

«Соединить вместе еду и историю – да это же гениально!» - так я подумал, когда увидел эту книгу. Просто я не очень люблю историю и очень люблю еду. Но какая-то сомнительная, не до конца понятная мне самому сила побуждает меня периодически читать эту самую историю. И иногда даже продуктивно.
И из этой книги я также почерпнул много интересного. В том числе весьма интересный список используемой литературы.
Не обошлось, к сожалению, и без небольших разочарований – эта книга лишь о небольшой территории – Месопотамия, Египет, Древняя Греция и Рим, а также немного о племенах на территории современных Украины – Кавказа. То есть далеко не обо всем мире. Также в какой-то момент я запутался в хронологии пищевых предпочтений древних людей, поэтому факты у меня в голове скорее похожи на стул, на который скидывают одежду, чем на шкаф с полочками.
Но зато я узнал, откуда берут свое начало многие растения, например:
Помидоры, кукуруза, фасоль, подсолнечник, тыква (ну, русская тыква), картошка, перец (жгучий и болгарский!), ананасы – пришли из Нового Света.
Какао – с территории современной Мексики, где его пили ацтеки, добавляя туда маис, ваниль, острый перец и соль.
Дикий кофе рос в Эфиопии, особо он никому не был нужен, кроме самих эфиопов, которые жевали его и набирались энергии.
Чай пришел из Китая, причем шел долго и через Индию(где довольно долго его пили только буддистские монахи). Фишку чая сразу просекли только Японцы.
Бананы, мелкий острый перец, душистый перец, кокосы – из Индии.
Мандарины и лимоны попали в Европу только в 11в. Вместе с арабами.
Гречиху выращивали в Гималаях.
Сахар научились производить много где, но он очень долго был чрезвычайно дорогим и продавался только в аптеках.
Примерно об этом мне рассказала часть книги. Далее информация будет уже о конкретных странах, их жителях и их предпочтениях.
В Месопотамии если в основном ячмень и производные из него - ячменные лепешки и пиво. Изредка ели коз и овец. Также там существовала традиция, что во время празднества нужно позвать друзей и соседей - так бедное население получало шанс изредка отведать чего-то, кроме ячменя.
Египтяне верили, что усопший заведет в нижнем Ниле свое хозяйство и передавали туда вещи путем рисунков(или хотя бы надписей) на стенах гробницы. Египтяне были довольно умерены в еде. Продуктов у них было довольно большое разнообразие, особенно по сравнению с Месопотамией. Одной из интересных традиций было украшать обеденный зал во время пира искусственной мумией в гробу. Хозяин предлагал есть и пить, пока мы живы, ведь потом станем вот такими.
Что ели скифы не очень ясно, ведь они вели чаще кочевой образ жизни, а те, кто оседал - не строили каких-то дворцов, или пирамид. Сохранились только курганы. Скифы, как и египтяне, брали в загробный мир еду. Питались скифы в основном молоком и мясом. Рацион их был весьма скуден. Различают племена, жившие на территории современной Украины и Кавказа по типам курганов. Скифы и эллины ели в основном домашнюю скотину, а охотой и птицеловством особо не увлекались. Большой популярностью пользовалась рыба. Вина скифы не знали, но употребляли коноплю. Когда скифам начали привозить вино - они пили его неразбавленным, в отличие от греков и римлян. В общем, бухали)
Древний греки и римляне питались весьма обильно. Особо себе ни в чем не отказывали. Все они любили поесть. Ну что уж тут – Рим развалился от своей тяги к роскоши.
В конце пятого века до н.э. некто Митаик из Сиракуз написал первую кулинарную книгу. Примерно тогда же ремесло повара начинает считаться искусством и разрабатывается система патентов для поваров.
Вычитал я интересный факт о Пифагоре - Пифагор запрещал есть бобы. И даже трогать бобы. Точные причины этого не установлены, а вариантов очень много. (Например, что они похожи на мужские половые органы).
В Спарте когда-то жили как в Греции, а потом некий Ликург решил установить законы, чтобы воспитывать спартанский дух. Он выгнал из страны всех чужестранцев, никого больше не пускал. Запретил спартанцам мыться. Есть дома тоже было нельзя, все ели вместе. Ели же они некую черную похлебку - вроде как это смесь крови, свинины, уксус и чечевицы(бобов). Так себе, в общем. Деньги им стали ковать не из драгметаллов, а из железа, причем сперва их вымачивали в уксусе, чтобы они проржавели. Что делало эти деньги очень дешевыми. Спартанцы в качестве кошелька использовали телегу. Очень дешевыми.
Вот такие знания я и почерпнул из этой книги. Написана книга довольно простым языком, но иногда читать становилось скучновато. Также постепенно авторы начинают вставлять куски поэм, которых, как мне кажется, становилось все больше, и больше. Учитывая, что есть список литературы – мне было не ясно, зачем здесь вот это все. Подводя итог – считаю, что книга точно стоит прочтения, как минимум для расширения своего кругозора. А если ты, как и я, находишься в таких сложных отношениях с едой и историей – то тебе она понравится.
Чуть не забыл! Рецепт египетского пива примерно 3-4 вв н.э.:

Возьми тщательно отобранный мелкий ячмень, в течение суток вымочи его в воде, а потом рассыпь его на день в хорошо проветриваемом месте. Потом намочи его весь еще на пять часов, затем переложи в сосуд с ручками, дно которого продырявлено наподобие решета (видимо, чтобы отделить зерно от шелухи. - О. И.). Остаток зерна нужно измолоть и приготовить из него тесто, добавив дрожжи, как это делается в хлебопечении; затем всё ставят в теплое место, и, как только масса достаточно перебродит, ее прожимают через грубую шерстяную ткань или частое сито, причем сладкая жидкость собирается в сосуд. Другие, однако, кладут слабо пропеченный хлеб в наполненный водою сосуд и подогревают его, но не доводят до кипения. После этого сосуд снимают с огня, пропускают содержимое через сито, еще раз подогревают жидкость и после этого убирают.

Долгая прогулка