Больше рецензий
29 апреля 2021 г. 21:55
256
4 Когда одни внизу, а другие наверху.
РецензияЯ так или иначе долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала... Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни...
(С. Найденов)
Не знаю, как принимается пьеса в наше время, но зрители начала 20-го века встретили её бурным одобрением. Премьера состоялась 10 декабря 1901 г. в театре Литературно-художественного общества. Герои, отношения, быт и настроение пьесы соответствовали реальному изображению "будничной жизни средней семьи". Наверное, иначе и быть не могло, так как произведение во многом автобиографично. Найдёнову не требовалось выдумывать, достаточно было высказаться честно и откровенно.
В семье Ванюшина шестеро детей, что было неудивительно для того времени. Вопрос вызывают отношения в семье, в которых нет мира и лада. Писатель изображает тот период семейных неурядиц, когда страсти достигли высшего накала. Между действиями пьесы введены интервалы и смена декораций гостиной, чтобы наблюдать за развитием конфликта было нагляднее, а характеры персонажей раскрылись глубже, полнее.
Александр Егорович Ванюшин достиг того возраста, когда принято передавать дело в руки старшего сына. Если младшие Аня и Катя ещё в подростковом возрасте (девицам 15-16 лет), то старшие дочери уже замужем, а сыну Константину пора жениться. Но всё идёт совсем не так, как планировал стареющий отец семейства. Зятья требуют денег, Костя категорически против выгодной партии, Алексей влюбился и забросил учёбу... А хуже всего, что живут Ванюшины в обстановке сплетен, подглядываний и подслушиваний, ссор и скандалов.
Александр Егорович обращается к жене: "Что нам с тобой с детьми-то делать? Все врозь...", спрашивает у младшего сына: "Так откуда же вы такие?"
Ответ Алексея звучит как приговор.
Сверху. Вот в том-то и дело, папаша, что мы жили наверху, а вы внизу. Внизу вы работали, трудились, чтобы нам жилось спокойно наверху... и мы жили как кто хотел, как бог на душу положит.
Вы рождали нас и отправляли наверх. Редко мы спускались к вам вниз, если не хотелось пить и есть, а вы поднимались к нам только тогда, когда находили необходимым ругать нас и бить. И вот мы выросли, мы сошли сверху уже взрослыми людьми со своими вкусами, желаниями и требованиями; и вы не узнаете нас; вы спрашиваете -- откуда мы такие?
Разочарование Ванюшина слишком велико. Оно достигает апогея в четвёртом действии, когда Константин собирается жениться, но не на барышне Распоповой с богатым приданым, не на Леночке, с которой прижил ребёнка и выгнал из дома, а на двадцатисемилетней дочери генеральши Кукарниковой.
Развязка произведения мне показалась слишком трагической. Наверное, и сам драматург сомневался на сей счёт. В заключительной статье есть информация о том, что позже (в 1907 г.) Найденов изменил четвертое действие, понизив остроту финальной сцены.
В новом варианте Ванюшин не убивает себя. Дети и отцы меняются местами. Внизу, на первом этаже, теперь царит Константин; старики, устранившиеся от дел, перебираются "наверх". Так между обиженными "отцами" и их неблагодарными "детьми" устанавливается некое моральное равновесие: они стоят друг друга.
Пьеса прочитана в группе Драматургия.