Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

29 апреля 2021 г. 21:55

256

4 Когда одни внизу, а другие наверху.

Я так или иначе долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала... Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни...
(С. Найденов)

Не знаю, как принимается пьеса в наше время, но зрители начала 20-го века встретили её бурным одобрением. Премьера состоялась 10 декабря 1901 г. в театре Литературно-художественного общества. Герои, отношения, быт и настроение пьесы соответствовали реальному изображению "будничной жизни средней семьи". Наверное, иначе и быть не могло, так как произведение во многом автобиографично. Найдёнову не требовалось выдумывать, достаточно было высказаться честно и откровенно.

В семье Ванюшина шестеро детей, что было неудивительно для того времени. Вопрос вызывают отношения в семье, в которых нет мира и лада. Писатель изображает тот период семейных неурядиц, когда страсти достигли высшего накала. Между действиями пьесы введены интервалы и смена декораций гостиной, чтобы наблюдать за развитием конфликта было нагляднее, а характеры персонажей раскрылись глубже, полнее.
Александр Егорович Ванюшин достиг того возраста, когда принято передавать дело в руки старшего сына. Если младшие Аня и Катя ещё в подростковом возрасте (девицам 15-16 лет), то старшие дочери уже замужем, а сыну Константину пора жениться. Но всё идёт совсем не так, как планировал стареющий отец семейства. Зятья требуют денег, Костя категорически против выгодной партии, Алексей влюбился и забросил учёбу... А хуже всего, что живут Ванюшины в обстановке сплетен, подглядываний и подслушиваний, ссор и скандалов.
Александр Егорович обращается к жене: "Что нам с тобой с детьми-то делать? Все врозь...", спрашивает у младшего сына: "Так откуда же вы такие?"
Ответ Алексея звучит как приговор.

Сверху. Вот в том-то и дело, папаша, что мы жили наверху, а вы внизу. Внизу вы работали, трудились, чтобы нам жилось спокойно наверху... и мы жили как кто хотел, как бог на душу положит.
Вы рождали нас и отправляли наверх. Редко мы спускались к вам вниз, если не хотелось пить и есть, а вы поднимались к нам только тогда, когда находили необходимым ругать нас и бить. И вот мы выросли, мы сошли сверху уже взрослыми людьми со своими вкусами, желаниями и требованиями; и вы не узнаете нас; вы спрашиваете -- откуда мы такие?

Разочарование Ванюшина слишком велико. Оно достигает апогея в четвёртом действии, когда Константин собирается жениться, но не на барышне Распоповой с богатым приданым, не на Леночке, с которой прижил ребёнка и выгнал из дома, а на двадцатисемилетней дочери генеральши Кукарниковой.
Развязка произведения мне показалась слишком трагической. Наверное, и сам драматург сомневался на сей счёт. В заключительной статье есть информация о том, что позже (в 1907 г.) Найденов изменил четвертое действие, понизив остроту финальной сцены.

В новом варианте Ванюшин не убивает себя. Дети и отцы меняются местами. Внизу, на первом этаже, теперь царит Константин; старики, устранившиеся от дел, перебираются "наверх". Так между обиженными "отцами" и их неблагодарными "детьми" устанавливается некое моральное равновесие: они стоят друг друга.

Пьеса прочитана в группе Драматургия.