Больше рецензий

29 апреля 2021 г. 16:37

1K

2

«Вы сделали из своей жизни какую-то отвратительную историю болезни, из своего дарования какое-то несчастье. И такой красивой, такой очаровательной девушке вы, как я вижу, не нашли другого применения, чем пырнуть ее ножом и убить!»


Книга, конечно, скучная и достаточно бредовая по содержанию. Но Гессе использует в ней любопытный писательский прием, который я не могла не оценить. Об этом и поговорим.

С самого начала меня озадачила ситуация с Герминой и ее странным приказом. Во время чтения Гермина казалась вполне реальным персонажем. Но стоило мне немного задуматься об этом, и стало ясно, что она, Гермина, не более реальна, чем весь остальной магический театр, не более реальна, чем «Трактат о степном волке», который главному герою вручает незнакомец на улице. Она не называет ему герою имя, и он с первого раза его угадывает. Гермина. Потому что она похожа на его друга детства Германа. При этом он замечает их сходство только после того, как она сама на него намекает. Дальше они общаются, и она волшебным образом понимает его. Ему нравиться то, что она говорит, потому что это отражение его собственных мыслей. Потом она просит его убить ее, но только когда он будет влюблен. Мы могли бы подумать, что у нее какая-нибудь смертельная болезнь и она хочет умереть красиво, не дожидаясь ее прогрессирования, но ничего подобного. Приказ убить любимую — это внутренняя установка главного героя. В этом проявляется его сопротивление счастью.

Я думаю, что Гермина (однозначно), Пабло, Мария и даже старый профессор, к которому Гарри приходит в гости (скорее всего) ненастоящие. Они шахматные фигуры на доске главного героя, множественные ипостаси его личности. Гарри заставляет их взаимодействовать с друг с другом таким образом, чтобы обозначить и разрешить свои внутренние конфликты. Получается неожиданная психологическая игра. Сначала все эти люди кажутся совершенно посторонними элементами, представителями внешнего мира, а потом они оказываются частью нас. То ли они все время были частью нас, то ли мы вобрали их в себя, расширили свою личность настолько, чтобы вместить в нее весь мир (как нам советует брошюра о степном волке).

Итак, события в «Записках Гарри Геллера», то есть в основной части книги, абсолютно фантастические. Все что мы реально знаем об их авторе – это та немногая информация, изложенная в предисловии. Предисловие написано племянником женщины, у которой Гарри снимал комнаты. Этот племянник несколько раз видел Гарри в компании красивой молодой женщины. С ней Гарри был весел, и окружающие замечали в нем перемены. Но потом между ними произошла сильная ссора. Возможно, эта женщина и была прототипом Гермины. А нож, который Гарри воткнул Гермине в сердце, символизирует их ссору. Мне почему-то кажется, что для размолвки не было реальных оснований, что он испортил эти отношении из-за своей неготовности к счастью и таким образом потерял ее навсегда. Ссора с любимой вероятно промотивировала его на писательство. В результате своей работы он, конечно, не решил всей проблемы, но по крайней мере смог ее осознать.

А теперь о плохом. На смой скромный вкус, книга перенасыщена смыслами. Вот, например, в разговоре с племянником герой цитирует книгу: «Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать». Оказывается, он отсылает нас к Юнгу и намекает на то, что человек не создан плавать в океане бессознательного. Замечательно. Но то, что автор хотел сказать и так понятно, без всяких Юнгов. И так постоянно. Ничего не бывает просто так, везде какие-то подтексты. Это перегружает книгу и в общем то ничего не вносит в ее содержание. Но самое главное - книга смертельно скучная, нудная и затянутая. Это не позволило бы мне поставить ей высокую оценку даже если бы в ней были изложены все тайны вселенной.

Итого: несмотря на все вышесказанное не рекомендую, хотя некоторым извращенцам такие книги нравятся.

Комментарии


Так они с Юнгом друзья закадычные были)) Гессе был в восторге от Юнга)


Согласна! Книга для извращенцев)))