Больше рецензий

Toystory

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2012 г. 18:28

206

3

На днях в ЖЖ я прочитала крайне лестный отзыв об этой книге человека, чей книжный вкус я очень уважаю. В отзыве говорилось, что книга супер, что её следует обязательно иметь дома и обязательно прочитать, потому что она хорошая, о хороших вещах и учит хорошему. Я тут же кинулась книгу читать, потому что даже и не слышала никогда ни об этой книге, ни с творчеством автора не была знакома.

Так вот, наверное, потому, что я уже не первоклассница, а вполне себе начинающая тетенька, на меня книга практически не произвела никакого впечатления. Мало того, мне было даже как-то скучновато эту книгу читать. Она очень советская. Притом не "ненавязчиво советская", а такая, что её можно читать в качестве агитационного руководства для школьников младших классов. В ней дают "настоящее" октябрятское слово, в ней

Если человека называют отличником, он что, только из-за одних пятерок считается отличником? Вот уж нет! Отличник должен во всем поступать по-отличному. Он должен быть хорошим товарищем. Он должен быть честным человеком. Он должен быть смелым человеком.

Бабушки в книге все как из сказок: они варят на всю семью обед из четырех блюд, пекут пироги, забирают без разговоров детей из школы и водят их на занятия в секции; мамы и папы много работают, притом папы - преимущественно где-то в геологических экспедициях. Дети после школы без напоминания по двое, по трое учат уроки, а мама-участковый терапевт, пришедшая с работы, тут же мигом варит обед на семь человек и всех кормит; а на досуге не пишет карточки, что не успела дописать на работе, а разговаривает с ребенком "за жизнь" да марки собирает. Пионервожатые мечутся по этажам и целый день занимаются общественными делами (а когда они учат свои уроки?). И у всех в голове - светлое будущее. Все, что я описала, я не осуждаю, это было хорошо, но читать об этом сейчас я не знаю как, и, боюсь, я не смогу ребенку объяснить фразу, которую я процитировала, не смогу объяснить, почему это должно быть ТАК. Я думаю, что советские дети откуда-то это знали, что оно "правильно", из глубины души, с молоком, может, впитывали.

Или вот в книге описывалось, как мальчик пришел к товарищам на праздник для первоклашек "Прощание с букварем":

Ему казалось, будто сам он сейчас идет с первоклассниками этой школы, такой же, как и все они, торжественный и гордый, идет проститься со своим букварем. Проститься с верным товарищем, с которым бок о бок прожил все начало своей школьной жизни. С букварем, который шаг за шагом, постепенно научил его и писать и читать, открыл ему путь к книгам и знанию.

Как объяснить современным первоклашкам, что это за праздник, если сейчас при поступлении в первый класс уже надо уметь не только читать, но и писать, считать, знать таблицу умножения, а также немного географию?

И вот на этом празднике "Прощание с букварем" дети были одеты на сцене буквами и из букв выстраивали слова:

Букв было немного. Но слова, которые из них получались, были, пожалуй, самые лучшие, самые важные и самые благородные из всех слов на свете.

Тут мне стало интересно, что же там за слова получились? И вот что я прочитала:

Сперва встали рядышком пять букв. Тогда все в зале, и Костя с Ашотом тоже, громко прочли:
ЛЕНИН
Потом новые буквы составили другое великое слово:
ПАРТИЯ
Потом из ряда букв сложилось слово
РОДИНА
За ним — еще одно слово, о котором думают все люди на земле:
МИР
А последнее слово, которое прочли все сидевшие в зале, было словом
ДРУЖБА


Для меня (а я люблю детскую советскую литературу) это все-таки слишком "советский" текст. Он не подходит для современной жизни. Даже когда в тексте описываются "правильные" вещи (я где-то в глубине души, из детства помню, что они - "правильные"), я своему ребенку вряд ли уже смогу объяснить, что это все "так и должно быть" (ну не про слово "Ленин", а хотя бы даже про слово "Родина").

В книге совсем нет юмора, ни капельки, она написана так серьезно, я как будто слышу мою бабушку, когда она мне, школьнице, день и ночь вещает только о правильных вещах, что нужно учиться, что "не можешь - моги" итд. Язык в книге очень простой, ничего особенного. Много внимания уделено вопросам дружбы, предательства, "подлых" и нечестных поступков. Я прочитала две повести из книги - "Марка страны Гонделупы" и "Восемь голубых дорожек" (третью повесть прочесть уже не в силах, перебор), и я насытилась прозой Могилевской, я не хочу больше. Это правильные хорошие книги, но немного не мое.

Комментарии


Да, время этой книги ушло... Но вот у меня от чтения её в детстве остались самые тёплые воспоминания — в первую очередь, от повести "Восемь голубых дорожек" ("Марка..." уже и тогда выглядела порядком архаичной). Счастье детей в том, что они и не заметят идеологизированности книги — разве что спросят у родителей, что значит то или это. А вот взрослым, я думаю, читать её сейчас противопоказано.


Я после прочтения этих двух повестей ощущаю усталость и грусть. И вообще в последнее время какую книгу не возьму - все мимо. Начинаю читать и бросаю, не могу, не идет. Даже советско-подростковое - и то не пошло.


А посмотрите И.Лукьянову "Конь в пальто" - чтиво вроде женское, но у меня так хорошо пошло. Я после нее точно знаю - у меня ВСЕ хорошо.


Спасибо, попробую.


Мы читали "Марку" два года назад в первом классе. От стиля я была тоже не в восторге, но, мы с сыном много говорили о дружбе, о предательстве, о взаимопомощи - помните, как отец ГГ отдал бедному мальчику свой портфель, как будто подарок от его папы, который не может отлучиться из экспедиции. О том, что чувствует мама, если сын, пусть из самых лучших побуждений, вдруг задумал бежать на Север, никому не сказав, как мальчишек искали. И кстати с тех пор мы собираем марки. Хотя для себя я бы ее читать точно не стала.
И еще нам нравится читать старые книги как документы эпохи, я объясняю реалии. Сейчас читаем "Кондуит и Швамбранию" - тяжеловато, я долго пыталась вспомнить, как же большевики взяли власть, но ... там такие чудесные вещи помимо этого. Минут 20 говорили о том, почему богатая девочка не может полюбить бедного мальчика. А пишет Кассиль прекрасно. (С Могилевской не буду и сравнивать).


Мне в детстве очень нравилась "Кондуит и Швамбрания", все собираюсь её перечитать на взрослую голову.

А с портфелем - это был один из самых сильных моментов в книге, да. И потом, когда приезжает отец Рыжика, а друзья, не догадываясь еще, что это отец, рассказывают, что у Рыжика тетка злая, бьет его, что над ним все смеялись, потому что у него даже не было школьного портфеля, но как хорошо, что "отец портфель прислал". А этот неузнанный отец все больше хмурится, хмурится... Я представляю, как ему в душе было больно, и горько, и как он, наверное, корил себя за невнимательность, за слепоту что ли... Такой момент, я чуть не заплакала.


Кондуит перечитала год назад и была разочарована, многие вещи уже не приняла (навязчиво-революционные главы). Насколько все-таки изменилось мироощущение, даже то ,что это было любимое из детства не спасло книгу.


Я не в первый раз слышу, что в детстве книга многим нравилась.Но вот читаю вслух 9-летнему сыну. И четко отдаю себе отчет - сам бы он никогда ее не взял - тяжело, очень много "отвлеченных" , непонятных, НЕ ВАЖНЫХ моментов (хотя есть и интересные). Я делаю акценты на образность языка - мы вместе повторяем метафоры ( в школе уже объяснили) - "Домики стоят, зажмурив ставни" - у меня прямо дыхание перехватвает от такого языка, и я подобное чтение рассматриваю, как прививание литературного вкуса своему ребенку, чтобы потом он всякую гадость в рот не взял. Вот еще "Том Сойер" читался скучновато. А над "Черной курицей" мы прямо замирали от страха.


Вот Том Сойер мне и сейчас хорошо идет, особенно Гекльберри Финн)) Финна перечитывала недавно и мужу отрывки цитировала


До Финна еще не добралась, полагаю, что значительно лучше. В ближайших планах.


Тогда читайте без сомнений)) История про Финна намного смешнее и богаче на действия)


попробуй почитать "что к чему". настоятельно рекомендую! и гугуцэ можно


Если бы ты хоть когда-нибудь заглядывала ко мне в дневник, то знала бы, что я прочитала "Что к чему" уже давно, еще когда Самокат её не переиздал, и книга показалась мне такой чудесной, что я тут же купила букинистический вариант.


а ты что, даже рецензию на нее, небось, писала???


Нет, рецензию не писала. И не напишу уже, наверное.