Больше рецензий

27 апреля 2021 г. 15:44

290

4

Мы знаем, например, что оперативные группы СС, жандармерия и немецкая администрация, которые организовали Шоах, не заставляли местное население участвовать в непосредственном процессе убийства евреев.


...


Но никого не заставляли убивать евреев — разумеется, если не принимать во внимание выходки особо изощренных садистов и различные лагеря, где узники неоднократно убивали друг друга, вынуждаемые к этому своими мучителями. Другими словами, так называемое местное население, непосредственно принимавшее участие в убийстве евреев, делало это по собственному желанию.


Разве не здесь кроется важная часть ответа на вопрос, который не дает покоя польскому общественному мнению: почему евреи так глубоко обижены на поляков, кажется, еще больше, чем на самих немцев, которые все-таки были авторами идеи, инициаторами и главными исполнителями Холокоста? Но если в коллективной памяти евреев соседи-поляки в разных местах страны убивали их по собственной доброй воле — а не по приказу, будучи частью организованного формирования в военной форме (то есть действуя, во всяком случае по видимости, по принуждению), — то за эти действия, по представлению жертвы, разве они не несут какой-то особой ответственности? Ведь человек в мундире, который нас убивает, в какой-то мере является, во всяком случае, государственным функционером; но штатский в этой роли может быть только убийцей.

В этой книге автор (поляк и еврей) пытается понять и объяснить действия поляков во время Второй мировой войны, в частности убийство, а именно сжигание заживо 1600 евреев, в овине одного горожанина в польском городе Едвабне в июле 1941. Это вторая книга (для меня), где автор признает вину своей нации в том, в чем все последние 70 лет обвиняли только немцев; первая была "Свои. Путешествие с врагом" Руты Ванагайте. Оба автора пытаются открыть истину для нас, современников, для себя и для своих - литовцев и поляков, они хотят, чтобы их сограждане признали этот факт - их предки убивали евреев по собственному желанию, немцы тогда не настаивали на этом, иногда даже пытались остановить массовые и кровожадные убийства.
На меня эти две книги произвели очень сильное впечатление, это совсем не то же самое, что читать исповеди жертв, - людей, переживших концлагеря, там все черное и белое, как правило; это исповеди палачей, а точнее обычных людей, таких же, как мы, но взявших на себя ответственность за свое прошлое.