Больше рецензий

25 апреля 2021 г. 18:21

1K

5 Обряд инициации и сближение миров

«Чай со звёздным сиянием» — уверенный дебют Марты Льян в мире young-adult литературы. Сочетая жанровые особенности городского фэнтези и детектива, роман приобретает особенное, не самое распространённое звучание.

В центре сюжета — история знакомства и последующего установления дружеских отношений между четырьмя эмигрантами, только один из которых является человеком. Это 20-летний студент, выходец из Великобритании, Уилл, не только оказавшийся в непривычной культурной среде, но и обнаруживший существование иного — волшебного — слоя реальности. Примечательно, что в романе Марты Льян не утверждается существование некоего параллельного мира «меча и магии»: волшебные существа и народы обитают на одной с людьми земле, в Скрытых Оазисах — городах, защищённых чарами от человеческого вторжения, и более того, ассимилируются в человеческое общество. Таким образом, «Чай со звёздным сиянием» целесообразно рассматривать скорее с точки зрения рецепции кельтского и германского фольклора, чем в ракурсе развития традиций классического фэнтези Толкина–Льюиса.

Сближение миров — человеческого и фейри, — происходящее в обоих направлениях, даёт нам право утверждать равнозначность двух сюжетных линий: инициации героя — с одной стороны и ассимиляции малого народа — с другой.

Сюжет инициации Уилла — героя, наиболее близкого читателю в плане осведомлённости, — заложен уже в самой ситуации выхода из привычной среды. Окончив университет в родной Англии, Уилл не чувствует удовлетворения и внутреннего роста, что и вынуждает его сменить обстановку, а вместе с ней и взгляд на мир. Однако первые месяцы самостоятельной жизни способствуют не столько смене парадигмы, сколько тоске по дому: «А где-то там, в глубине города, его ждала семья, друзья-приятели, оранжевого цвета футбольный мяч, купленный им на первые серьёзно заработанные деньги, и заветный кожаный блокнот с записками и заметками. Всё было как должно». Именно в этот момент, когда Уилл «чувствует, что тонет» в «липком холоде одиночества», спасение приходит, откуда его не ждали: из волшебного мира с его чудесным чаем для тех, кому грустно, и незаурядными приключениями.

Сюжет ассимиляции реализован в образах трёх героев-арикъялнов (разумных магических существ — определение автора): джинна Кадера, ундины Эсси и лепрекона Дирка. Несмотря на различия в плане как расовой принадлежности, так и характера, герои объединены схожей жизненной ситуацией: каждый из них вынужден интегрироваться в человеческое общество с его законами, культурой, этикетом etc. Глубокое погружение в образ, включающее не только собственно действия, но и рефлексивные монологи арикъялнов, и знакомство с историей жизни каждого, делает возможным разговор с читателем на такую сложную и актуальную тему как жизнь национальных меньшинств в современном мире.
Важная для современной young-adult литературы тема задана и внутри взаимоотношений персонажей: само становление их дружбы стоит того, чтобы за ним наблюдать. Здесь и вопрос доверия — не только в ключе «Кому можно доверять?», но и «Как разрешить себе доверять тем, кто рядом?», — и умение просить о помощи, и выбор между личной выгодой и заботой о других. Немало внимания уделяется и проблеме власти, соотношению просьбы и приказа, что кажется очевидным ввиду неравных магических возможностей героев, однако не является типичным для жанра фэнтези.

К слову о жанре: если особенности сеттинга создают многослойное художественное пространство, в котором аккуратно, как будто исподтишка разворачивается детективная линия, плавно нарастая к финалу, то следование канонам городского фэнтези способствует появлению самоценного и полноправного образа города. Это не только интерпретация городской мифологии Вены, которой в романе уделяется пристальное внимание, но и собственно мифотворчество по отношению к озёрному городу в Австрии, населённому целой диаспорой арикъялнов.

Авторские стихотворения и иллюстрации Вельги Северной не просто дополняют текст романа, но расширяют его, создавая нечто качественно новое: артефакт художественного мира.