Больше рецензий

25 апреля 2021 г. 15:07

259

4

Юношеский максимализм и безграничный нигилизм, желание познать мир и свое Я , вывернув их наизнанку и опустошив, а также страстное желание творить подлинную поэзию, служить истинному творчеству - вот главные впечатления от прочтения Рене Домаля.
Такое страсное желание творить истинное искусство, пройдя все духовные и телесные стадии творческого созидания , став истинным артистом , как у Рене Домаля присутствуют у его современника Станислава Игн. Виткевича. У Виткевича герой достиг понимания , что "обречен на пожизненное заключение в самом себе: он ощущал себя и как узника, и как клетку", он обречен на бесконечный и мучительный поиск своей совершенной формы в искусстве. У Домаля все довольно похоже: тот же конфликт формы и содержания, человек как " психическое месиво, заключенное в человеческую кожу" , утверждение , что "любая форма абсурдна, едва она воспринимается всерьез", а содержимое надо выпотрошить, вывернуть наизнанку, чтобы очевидное стало абсурдным - опыт через абсурд - вот идея патафизиков.
"Великий запой" интересен и замыслом и формой. Тот, кто знаком близко с художниками, перманентно существующими между великими запоями и искусственным раем косоглазящего человеческого мира, оценит роман по достоинству!
По поводу включенной в книгу эссеистики могу сказать, что Домаль поиздевался над читателем со всей изощренностью своего ума и воображения. Некоторыми пассажами он обезможживает ( его выражение) читателя. А в других - заставил смеяться , но не радостно. Более поздние по времени написания эссе, мне понравились больше.