Больше рецензий

kupreeva74

Эксперт

Любитель Лайвлиба

24 апреля 2021 г. 21:47

441

4.5

Сложно писать рецензии на такие книги. Писатель пытается воссоздать славу Земли Русской. А я чувствую себя букашкой по сравнению с великими князьями. Но есть один момент, который мне не нравится в таких книгах. А именно: вот этот князь, о котором я пишу, всем хорош и везде угоден, а все предыдущие - чуть ли не предатели Киевской Руси. Понятно, что на чёрном фоне белое выглядит ярче, чем на белом. Никто не спорит, что рассудок Владимира Красное Солнышко иногда закрывался чёрной тучкой. Но княжья смута за Киевский Стол была не Владимиром придумана, хотя его поведение и спровоцировало поведение Ярополка Окаянного.
Не было чёткого закона о престолонаследии, и в этом виноват не только Владимир-Креститель. До него такого закона не было, после него о законе задумался Ярослав. Но и после смерти Ярослава война за княжение продолжалась. Ярослав хоть и был миролюбивым князем, но война в то время - чуть ли не первая житейская необходимость любого мужчины, даже мирного ремесленника.
Ведь как интересно получается. Читаешь книгу о Владимире - все грехи Святослава видны становятся; читаешь про Ярослава - Владимир плох; интересно, что будет со следующим князем...
Я не обеляю Владимира. Но самое главное - корни православной церкви - дал именно Владимир. Ярослав же сделал всё, чтобы ростки этой веры не погибли.
Люди такого масштаба, как Ярослав, очень нужны были в те времена... и очень нужны сегодня. Тогда так не говорили, но сегодня про него сказали бы: хитрый политик, тонкий дипломат, всесторонне образован. Что касается личной жизни - полная противоположность отцу. Итог княжения Ярослава - любовь народная даже в независимом Новгороде. А её трудно завоевать, ещё труднее удержать. Жить надо не с думами о народе, а с деяниями в пользу его.
Читая книгу, приходишь к выводу, что Ярослав более достоин памяти, чем, допустим, Пётр Великий. Русь - морская держава, окно в Европу, повсеместные школы, просвещённое православие, а не слепая вера в бога, строительство ладей, крепости и церкви по всей Руси, новые города, своя печатная монета - это ли не достойно памяти? Политика такого масштаба в начале 11-го века говорит о величии страны и исключительности её правителей.
Не спорю, что книга написана советским писателем в советские годы. Написана для того, чтобы читатель мог гордиться своей страной и своей историей. К тому же, тут много поучительных зарисовок на тему "Варяги ли основали Русь?" Эти зарисовки показывают уровень образования князя, который к тому же ещё и полиглот, и повышают историческое образование читателя.
Кое в чём автор не согласен с Ярославом. Например, убийство Бориса и Глеба он называет чисто политическим, Борис показан малодушным, не способным постоять за свою жизнь. И тем не менее Бориса и Глеба стараниями Ярослава причисляют к лику святых, как мучеников. Почему? Тонкий политический ход - Руси нужны свои святые, хватит молиться на византийских святых. Думаю, писатель высказал своё отношение, честно открыв подоплёку сего деяния. Но и осуждать Ярослава за то, что он чувствует вину перед братьями, нельзя. Все поступки Ярослава, прочитанные в этой книге, достойны звания правителя (тогда - Великого Князя). Роман большой по объёму, но отдых каждый вечер с этими страницами вам гарантирован. Как результат после прочтения - осознание себя частью Великой Руси.

Комментарии


"Не было чёткого закона о престолонаследии" - потому что общество для такого закона не созрело. И будет к нему идти ещё долгие века. До 1797 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8_(1797)


Да, вы правы, уклад жизни был иной, о таком законе почти не помышляли.
Но в 11-том веке думы о морской державе? Меня это удивило. Просвещённая вера со школами? Я вообще поражена была!


Ваше удивление закономерно. Представление о школьном образовании при Ярославе базируется лишь на одной-единственной фразе из Повести временных лет, причём в вольной трактовке. Вот эта фраза: "...И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви" (под 1037 годом).
Что касается дум о морской державе - это грубая модернизация, перенос наших понятий в отдалённое прошлое. Ну не могли тогда мыслить в таких категориях.