Больше рецензий

1 ноября 2012 г. 22:51

2K

4

От рассказов Шукшина всегда становится немного грустно. Даже от смешных, на первый взгляд, рассказов. Почему грустно? Потому что мир у него как-то несправедливо устроен. Нехорошо живётся в нём хорошим людям. Одиноко живётся. Не везёт им, не понимают их, насмешничают в глаза или за глаза. Чудаками считают. И правда чудаки – наивные как дети, добросердечные, миру открытые, чувствительные и оттого трогательно беззащитные. Правду аннотация говорит – в этом сборнике рассказы об одиночестве. Люди в них как-то все отдельно друг от друга. Нет меж ними ни единства, ни понимания. Даже в семье, которая должна бы человеку служить поддержкой и дарить душевное тепло, ни того, ни другого часто нет. Мысль семейная у Шукшина меня немного опечалила.

Впрочем, одиночество – далеко не единственная тема сборника. Практически во всех рассказах звучит тема деревни, о которой пишет Шукшин с неподдельной нежностью, а порой и горечью. С деревней уже тогда (и вообще, кажется, всегда) в России не всё обстояло хорошо – жили бедно, молодёжь уезжала в города в поисках лучшей жизни, и уезжала часто неохотно, так как сердце было привязано к родным людям, к знакомым с детства улочкам и переулкам, ко всему тому милому и особенному, что отличает немудрёную, простую сельскую жизнь. Уехав и даже прижившись в городе, выбившись в люди, всё равно чувствовал человек, что городская жизнь не по нём, что всё здесь чужое, равнодушное, устроенное по каким-то чудным, вроде и не человеческим вовсе законам. И тянуло домой. Всё это отлично показано, например, в рассказе «Два письма». И не только это, а вся жизнь современного человека, проводимая в спешке и беготне, уместилась на коротких семи страницах.

Рассказы Шукшина в каком-то смысле выходят за узкие рамки деревенской прозы. В пределах конкретного повествования, не уходя в морализаторство или отвлечённые философские пассажи, он поднимает очень серьёзные философские вопросы. О смысле жизни, о смерти думают его герои. Они, может, не обладают блестящим интеллектом, зато имеют чувствительную душу и всё ищут чего-то большего, чем то, что предлагает им жизнь: «А я не знаю, для чего я работаю. Ты понял? Вроде нанялся, работаю. Но спроси: «Для чего?» – не знаю. Неужели только нажраться? Ну, нажрался… А дальше что?».

В числе достоинств этой книги – самобытный, узнаваемый авторский стиль; живой, образный язык; обилие диалогов – очень естественных, остроумных, сдобренных колоритными простонародными словечками.

P.S. Не могу не сказать! Шукшин очень-очень напоминает мне Бунина. Судьбы деревни, русская природа, русский национальный характер, смысл жизни, божественная радость бытия, непостижимость, абсурдность, бессмысленность смерти… Какие «бунинские» вопросы! Только Шукшин проще, ближе читателю, чем Бунин. Тот, бывает, с первого прочтения не даётся. И философствует больше:)

Комментарии


Странное название сборника. Мой любимый рассказ


Отличная рецензия!


Спасибо:)


Не могу не сказать, что у меня такие же мысли возникли, о сходстве с Буниным.


а я всегда сравниваю Шукшина с Валентином Распутины. А может и не сравниваю, а просто вспоминаю всегда о Распутине, как о представители деревенской прозы. Что касается Шукшина, то когда читаю его, появляется мысль, что пишет он о наших знакомых: об односельчанах (я бывший житель села) или о жителях соседнего села. Очень нравится , как он описывает родную природу: березки-невестушки, реку Катунь - " Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьет их в холодную грудь крутой яростной волной, рвется из гор. ..." Я землячка Шукшина - с Алтая. каждый год бываю на этой реке...она действильно очень красива, но очень коварна и опасна.