Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2012 г. 20:45

1K

5

Я ценю «Заповедник гоблинов», прежде всего, за неимоверное буйство фантазии. Саймак загнал в небольшой роман столько сюжетов и событий, что иному автору этого хватило бы на шеститомную сагу.
Хорошо, что в 60-е годы прошлого столетия больше думали о текстах, чем о гонорарах. :)
***
Прежде чем переходить к «Заповеднику…», хочу сказать несколько слов о различии сказки и фэнтези, призвав на помощь сборник статей «Нет времени» Константина Крылова.
Небольшой отрывок из «Рассуждения о русской фэнтези».
Во-первых, как утверждает Константин, фэнтези – это сказка, написанная с применением литературных приемов, выработанных реалистической традицией.
Попробуем проиллюстрировать данное утверждение на примере хорошо известной «Золушки». Вспомним эпизод подготовки к балу. У Перро это выглядит следующим образом: «фея взмахнула палочкой, и в тот же миг тыква превратилась в золотую карету, мыши – в коней, а крыса в слугу».
А теперь представим себе, как в точности ту же самую историю описывает какой-нибудь современный сочинитель сериала «Меч и Магия» (книга XI, часть IV). У него получится примерно вот так: «Фея напряглась, ее хищный профиль заострился, тонкие губы беззвучно шевелились, плетя паутину заклятий. Наконец, на вершине магического жезла блеснуло. Большая тыква с подгнившим бочком, положенная в центр пентаграммы, на миг окуталась разноцветным туманом, застоявшийся воздух всколыхнулся, и…» (избавим читателя от натуралистического описания мучений крысы, превращаемой в ливрейного лакея).
Но это еще не всё. Во-вторых, фэнтези заимствует у реализма еще и психологию героев, и даже мотивацию. Это сказка себе сказывается без всяких сложностей. Ну, увидел королевич Золушку, ну, влюбился без памяти, потому, что «была Золушка до того милая да пригожая, что принц как взглянул на неё, так и полюбил на всю жизнь». И все тут. В фэнтези это не пройдет. Для того, чтобы объяснить взыскательному читателю странные вкусы принца, потребуется что-нибудь более внятное. На худой конец подойдет даже фрейдизм («… он внезапно почувствовал доверие к этой странной незнакомой женщине, чьи золотистые локоны так напоминали струящуюся волну волос его матери…»), но уж никак не сказочное «мила да пригожа».
А лучше всего развить такой сюжет:
Принц, искусно имитируя любовные чувства, заманит девочку на темную галерею и дефлорирует ее, после чего прикажет гайдукам выкинуть за ворота. Жаждущая мести Золушка скроется в Серых Горах. Там она организует партизанское движение, чтобы лишить насильника трона. Вскоре, благодаря древнему предсказанию, станет известно, что все права на корону принадлежат как раз Золушке, а гадкий принц - всего лишь незаконнорожденный узурпатор, а вдобавок ко всему, еще и марионетка в руках злого колдуна.
(Ничего не напоминает? :))
***
Этот экскурс в жанровые различия был сделан с одной единственной целью. «Заповедник гоблинов», формально относясь к фэнтези, является очень большой сказкой. Я бы даже сказал – очень доброй сказкой, что по нынешним временам уже большая редкость.
Хотя все начинается с достаточно тревожного происшествия.

Дальше...

Человечество уже давно научилось путешествовать по Вселенной посредством передачи волновой схемы, на основе которой изначальный объект просто собирается в пункте назначения. За сотни лет эксплуатации такого способа перемещения были отлажены и многократно продублированы все этапы, так что никаких неожиданностей быть просто не могло. И тем не менее, Питер Максвелл – профессор факультета сверхъестественных явлений Висконсинского университета, вместо одной из планет в системе Енотовой Шкуры попал неизвестно куда, где и пробыл несколько месяцев, пока его двойник благополучно не вернулся на Землю и не погиб в случайной автомобильной катастрофе.
Но это в романе не главное, или, так скажем, не совсем главное. Гораздо важнее - зачем профессор Максвелл отправился в далекое созвездие Енотовой Шкуры.
Ко времени описываемых событий люди, помимо инопланетных существ, уже научились тесно общаться и с народцами холмов – феями, гоблинами, троллями, баньшами. А вот драконов нигде найти не могли.
Профессор Максвелл как раз и является таким охотником за драконами и отправился на далекую планету в поисках легенд об этих летающих существах.
***
Для тех кто еще не знаком с «Заповедником…», не хочу портить спойлерами впечатление от встречи с Вильямом Шекспиром, который читает лекцию «Писал ли я шекспировские пьесы», с гоблином О Тулом, который варит отличный эль, регулярно скисающий от заклятий троллей, и прочими тиграми. (Да, дракона Максвелл все-таки нашел. Он уже несколько столетий находился под самым его носом, только в «законсервированном» виде).
Хочу только добавить, что «Заповедник гоблинов» - это «первоисточник». Так можно назвать роман, открывший новую страницу в развитии жанра. Поднявший повествование на такой уровень, что все последующие авторы волей-неволей обязаны равняться на него.
Первоисточник безжалостно «разворованный» и «растасканный» по сотням других произведений, но, возможно, именно в этом и заключается его предназначение. :)

P.S. Еще один такой же «первоисточник» находится – здесь.

Комментарии


Для меня эта книга тоже стала "входными воротами" в жанр фэнтези, и она же и обозначила систему ценностей в этом жанре...


Вы выбрали правильные "ворота". :)


Не мы идём по пути, но путь проходит через нас :)


Не мы идём по пути, но путь проходит через нас :)


А вот с этим можно поспорить. :)


Можно и поспорить, а можно просто самостоятельно подумать, поразмышлять :)


Если интересно, есть тут одно размышление о Пути - здесь.


Да, спасибо, будет интересно свои представления сверить )


Обожаю эту книгу. Спасибо огромное за такую интересную рецензию!


Пожалуйста. :)


Можно спросить? А как Вы относитесь к Р. Брэдбери? Извините, что не в тему ._.


Сейчас - спокойно. Социальные мотивы устаревают гораздо быстрее. :)


Мои родители выписывали все доступные толстые журналы, в т.ч. "Химию и жизнь", где часто появлялись просто таки классные публикации. Там я прочитала "Когда вымерли динозавры" Кира Булычева, который, я считаю, просто превосходный фантаст, так рано ушедший. Помните его "Интергалактическую полицию"?
Это я к вашей мысли о творчестве Саймака, что "именно в этом и заключается его предназначение".


Булычев - это все-таки локальное влияние. А Саймак - глобально-мировое. :)


Любимая книга, да и вообще Писатель с детства. Несмотря на его явный инфантильный романтизм, творчество Саймака актуально в любом возрасте. Кстати, у него есть роман "Там, где обитает зло". Вот это уже чистейшее фэнтези.


А я как раз думаю, что "инфантильный романтизм" - это и есть вершина. Как сказано в начале рецензии, расхожее сейчас фэнтези можно писать левой ногой, а созданное Саймаком - это эксклюзив. Как и "Пересечение Эйнштейна" Дилэни. :)


Вот уж верно!


Люблю Саймака, но "Заповедник гоблинов", по-моему, уступает и "Пересадочной станции", и "Всему живому". Ну и в целом, на мой взгляд, именно в качестве романиста Саймак как раз не так силен, а вот короткая проза у него замечательная.


Я обожаю его "Прелесть".


Мне нравятся "Изгородь" и "Утраченная вечность". Еще "Через речку, через лес" прекрасный рассказ. Прямо захотелось перечитать. :)


Читала, только давно. Надо перечитать, потому что плохо помню.
А вот Прелесть помню очень хорошо, так она мне запала:)


Добавлю сюда ещё рассказ "Сосед" )


Я в детстве обожала сказки, в юности фантастику, но жанр фэнтези к сожалению так и не полюбила. Первый раз подумала о прочтении "Заповедника..." после рецензии Artevlada, Ваша рецензия закрепила желание ознакомиться с первоисточником, так что я тоже буду "последней из могикан".


Не беспокойтесь, вы не одиноки.
Желающих приобщиться не менее сотни. :)


Ну, строго говоря, "Заповедник гоблинов" довольно трудно считать классическим фэнтези.


Скажем так, это подвид - "сказочное фэнтези". :)


Если честно, мне кажется, что характеристика "фэнтези" применительно к "ЗГ" вообще смотрится достаточно искусственно. Возможно, это субъективно, но при ответе на вопрос, что я читал из фэнтези, я бы никогда не вспомнил об этой книге.


Хотел написать о том же. Совершенно не понятно почему "Заповедник" причисляют к фэнтези.


Я вот тоже не отношу "Заповедник гоблинов" к фэнтези. Там же колёсники, ёпрст. Эти монстры Галактики! :)


Однако. В хотелки его! Как-то уже подумывала о знакомстве с этим автором, но руки не дошли. Надо исправляться :)


Классификационную вводную вы уже получили, так что можете смело приступать к чтению. :)


Хорошо, что в 60-е годы прошлого столетия больше думали о текстах, чем о гонорарах. :)
как жаль, что сейчас это не так... и кстати - да, любимая книга. просто так, не фентези.


Настоящая Книга всегда выше формата, который равен жанровой принадлежности. :)


это точно. +100


Я ценю «Заповедник гоблинов», прежде всего, за неимоверное буйство фантазии. Саймак загнал в небольшой роман столько сюжетов и событий, что иному автору этого хватило бы на шеститомную сагу.

Вы вот цените, а мне как-то не по себе от разгула фантазии... Сборная солянка получается, не? И ладно бы он каждое ответвление вырастил, выпестовал, собрал плоды... Так он же посадил эти ростки и они, едва проклюнувшись, не вырастают в деревья.