Больше рецензий

21 апреля 2021 г. 16:06

393

2 Впечатления неоднозначные

Книгу выиграла в раздаче, поэтому это был сюрприз во всех смыслах. Очень понравилась обложка. Понравилось название: сразу навевает мысли о чём-то романтическом, немного отдаёт "Полночью в Париже", а мне сразу вспомнилось "Последнее танго в Париже". Ассоциации — штука сложная, но тут я не ошиблась.

С первых страниц погрузилась в мир девичьих переживаний и решила, что книга будет из такой важной категории, как "бумажные антидепрессанты". И до самого конца это ощущение сохранялось. Автор очень любовно описывает Италию, красиво и вкусно. И очень живо. Мне было довольно просто представить, как я иду по улицам, как сижу в кафе, как разговариваю с людьми, как ем все эти сочно описанные блюда, пью ароматный кофе. В целом написано легко и легко читается: мне по стилю напомнило блог — к этому формату я привыкла и искренне его люблю. Милая история, очень искренняя, практически вышедшая из девичьих грёз. Первые несколько десятков страниц очень хорошо шли, а дальше, увы, впечатление стало меняться.

Главное, что меня зацепило — это плохая редактура. Много стилистических ошибок, встречаются ошибки сочетаемости с предлогами и семантической сочетаемости. Это мешало читать, о такие места я всегда спотыкаюсь. Описания очень перегружены деталями: местами взгляд проскальзывал и приходилось усилием воли возвращать себя и вчитываться, продираясь через все словесные конструкции. Очень хотелось взять карандаш и начать вычитывать текст.

То, что сначала порадовало (схожесть с блогом), в итоге проявилось с другой стороны: очень, очень много морализаторства и рассуждений о том, что правильно, а что неправильно с точки зрения героини. Если это блог, то мне понятно такое обилие мнения по всем вопросам, но в формате книги хочется больше описания — чувств, событий, характеров, а не их оценки. Мало того, некоторые рассуждения противоречат друг другу. Запомнилось, как героиня сначала рассуждает о голодных детях Африки и высшем свете, покупающем дорогие картины (явно осуждая вторых), а через пару страниц с таким же рвением осуждает мужичьё, свергшее Романовых (явно осуждая первых).

Создалось впечатление, что героиня не любит людей. Практически всех встреченных персонажей она описывает и оценивает (она всё время оценивает и занимается морализаторством) очень противоречиво и неприятно: квартирная хозяйка, например, вроде бы и премилая старушка, но тут же и невыносима. Можно было бы списать на искренность героини, но почему-то не получается. Остаётся неприятный осадок от всех этих рассуждений. Ощущение несоответствия того, что героиня говорит, тому, что чувствует на самом деле.

Много вопросов вызвало описание отношений героини с матерью. Как психолог я постоянно отбивалась от желания проанализировать всю эту историю с точки зрения полного слияния. Там и завершение фраз друг за другом и полное совпадение во мнениях и мыслях. Местами создавалось впечатление, что героини как таковой и не существует, а существует более юная версия её матери, в которую взяли и перенесли всё — характер, вкусы, взгляды без каких-либо изменений. Иногда это вызывало ужас.
Очень много восторгов, на мой взгляд нездоровых. Сферическая в вакууме просветлённая девушка, которая в свои очень молодые годы познала всю прелесть жизни. Но почему-то только с одной — позитивной её стороны.

И про "Полночь в Париже", вернее "Последнее танго в Париже". Книга напоминает вольное переложение этого замечательного фильма. И "неожиданная развязка" оказывается не такой уж неожиданной. Она несколько уравновешивает описанное выше: созданный героиней мир бабочек, сладкой ваты и розовых пони рушится в один момент, но общее впечатление всё равно осталось двойственным. Чересчур контрастно. Хотелось бы сказать, что гротескно, но нет: качество текста не позволяет принять версию, что это такой приём. Так не воспринимается.

Если бы не необходимость написать рецензию, я бы её не стала дочитывать.