Больше рецензий

30 октября 2012 г. 16:46

34

5

Первое и главное, что следует понять - это женская фантастика. (В лучшем смысле этого слова). Это книги о женщинах, написанные женщинами.
Книги действительно весьма эмоциальны, но эмоциями они не пресыщены. Героини не истерички, без конца копающиеся в себе - вполне нормальные, живые девушки. Написано всё легким и красивым языком - над этим книгами вполне можно провести ночь, забыв о сне и затаив дыхание.

Итак, да, это истории о женщинах. И о кораблях. И о женщинах. О кораблях, которые женщины.

- This is... Well, she's my TARDIS. Except she's a woman. She's a woman, and she's my TARDIS.
- She's the TARDIS?!
- And she's a woman. She's a woman and she's the TARDIS.
- Did you wish really hard?
© Doctor Who

Мир "Живых кораблей" - некое отдалённое будущее. Человечество вошло в космическую эпоху, Союз Миров, активное расселение по другим планетам, исследования отдалённых галактик. Обрисован нечётко, об устройстве тамошнего общества можно только догадываться из данных фактов и намёков. Впрочем, это работает на атмосферу, поскольку повествование сосредоточенно вокруг кораблей, которые сами по себе - отдельная и очень особенная прослойка общества, и живут совсем иной жизнью.
Мир этот не так уж романтичен - скорее, наоборот - жесток и насквозь бюрократичен. Но не без добрых людей, как водится.
Например, какая-то добрая душа придумала дать второй шанс детям, родившимся инвалидами. Немощное, изуродованное тело, но здоровый и сильный мозг? Чего ж добру пропадать. Мозгу дают механическую оболочку, и ребёнок, обречённый в лучшем случае на жизнь в больничной палате, становится кораблём. Который может летать, приносить пользу обществу, радоваться, печалиться, влюбляться и даже петь. Конечно, такая операция стоит огромных денег, и кораблю приходится отрабатывать своё "создание" и обучение на государственной службе. И только выплатив этот долг (немаленький) корабль - сам себе хозяин.
Живому кораблю, ясное дело, пилот не нужен - такой корабль сам себе пилот. Но человек на борту, тем не менее, требуется. В некоторых ситуациях не обойтись без рук-ног, опять же - при приземлении на планету. Мобильная часть, вобщем. А ещё - товарищ во время долгих космических перелётов, компаньон, друг, любимый. Ничего удивительно, что самое важное при подборе живому кораблю партнёра, "тела", это психологическая совместимость.

Именно взаимоотношениям живого корабля и его партнёра-пилота ("мозга" и "тела" на их жаргоне) уделяется больше всего внимания, но сюжет не крутится только вокруг этого. Рутинные задания по доставке медикаментов или перевозке пассажиров превращаются в увлекательные приключения, полные загадок, интриг и опасностей.

Героиня первой книги ("Корабль, который пел") - Хельва, уникальное создание - обаятельная, очень умная, достаточно своенравная девушка-корабль, которая ещё и поёт. Своего первого пилота Дженнана, и, по совместительству, первую любовь, она потеряла во время опасного задания - и вот мы наблюдаем её попытки справиться со своим горем, заполнить пустоту. Сперва только временные партнёры - как нарочно, такие же надломленные собственным горем люди, и всё более трудные задания; в конце концов, ей снова хочется обрести постоянного напарника, нового верного друга - и выбор её весьма неожиданный; и это такая романтическая история!
Немного портит эту книгу первая часть, больше похожая на быстрый пересказ событий - путешествиям Хельвы и Дженнана уделено несколько страниц, потом он трагически погибает - и всё, а хотелось бы более подробно. Ну что ж, зато потом на недостаток подробностей жаловаться не приходится.

Вторая книга - "Корабль-партнёр", понравилась мне значительно меньше. Со времён, в которых жила Хельва, прошло уже достаточно времени, технологии не стоят на месте, ровно как и общество. Принцип создания "живых кораблей" всё тот же, но героиня этой книги, корабль Нансия, уже значительно отличается от Хельвы. К тому же, Хельва не знала своих родителей (и не интересовалась ими), а вот у Нансии есть дружная семья - отец, брат, старшая сестра, и никого не смущает, что один из членов их семьи - корабль.
Но сама Нансия, как личность, и вполовину не так интересна, как Хельва. Она далеко не так талантлива и умна, и, честно говоря, немного скучновата. Да и само повествование перешло на интриги нескольких отпрысков знатных семей, и язык как-то суховат... Вобщем, большую часть книги я просмотрела по диогонали, и даже как-то упустила момент, когда, собственно, новый пилот Нансии успел в неё влюбиться.

Третья книга, "Корабль, который искал" определённо лучшая. Гипатия, или Тия, стала кораблём не во младенчестве, а в возрасте семи лет, после того как неизвестный вирус полностью парализовал её. Она мечтала стать археологом, как и её родители, и отнюдь не отказалась от своей мечты. Забавное начало их отношений с Алексом - она так придирчиво выбирала себе напарника, и Алекс не понравился, но он убедил её, что он - то что надо, и уже через неделю она души в нём не чаяла.
И, в кои-то веки, счастливый конец.

Что мне особенно понравилось во всей трилогии, это то, как прослеживаются развитие и изменения самих кораблей и их отношений с людьми. Постепенно технологии становятся всё более совершенными. Если Хельва была скорее человеком в титановом корпусе, управляющая кораблём, то Гипатия со своим корпусом - единое целое, её эмоции влияют на её механическую оболочку, она кажется даже чувствует запахи, чего не могла Хельва. Ну и под конец... впрочем, это будет уже спойлер, но под конец "Корабль, который искал", я сидела в луже слёз счастья. Так-то.
И изменение отношения в обществе к такому партнёрству - человек и корабль.
Мужчины вообще склонны привязываться к своим игрушкам... то есть, конечно, машинам\кораблям - это факт. А если он пилот, а она - корабль, и не просто корабль, но живой настоящий человек - только тело не человеческое, а механическое. У многих пилотов, ясное дело, ехала крыша, и они влюблялись нешуточно. Такое отношение сперва только поощрялось - примером тому история Хельвы и Дженнана, а позже Хельвы и Найала. Но потом, очевидно, начались проблемы. Ясное дело, человек проживёт меньше корабля, а кто знает, что может вытворить убитая горем девушка после смерти любимого? Очень дорогостоящая девушка-корабль, между прочим. Со стороны пилотов другая проблема - когда они начинают видеть в корабле не просто напарника, но любимую женщину, неизбежно встаёт вопрос физических отношений - точнее, их невозможности. Сами корабли по этому поводу не страдают, наоборот - они считают, что их тела намного лучше и функциональней ненадёжных человеческих. Но человек-пилот, мужчина, легко может потерять голову, перестать отличать свои фантазии от реальности, и забыть о том, какое тело спрятано за титановой капсулой - беспомощное, искалеченное, зачастую переставшее расти ещё во младенчестве.
Судя по всему, после нескольких несчастных и неприятных случаев, влюблённость пилота в корабль перестали поощрять, наоборот - признали недопустимым. И уже в третьей книге Алекс страдает, боясь выказать свои отнюдь не платонические чувства к Тие - потому что, во-первых, запрещено, и если об этом станет известно, их тут же разлучат; а во-вторых, она же корабль, и нормального женского тела у неё нет... ну вобщем, вы поняли.
Но Тия умница, нашла выход. А вот что там было с Хельвой и Найалом... боюсь представить, потому что там была ТАКАЯ любовь - через столетия благоговейно вспоминали, но таких возможностей, как Тия и Алекс, эти двое не имели.

Подводя итог впечатлениям, могу сказать, что это необыкновенно романтичная и трогательная история, да ещё и НФ, отлично написанная. К прочтению советую со всей душой.