Больше рецензий

18 апреля 2021 г. 15:14

1K

4.5

Кто знает меня, тот в курсе, что я люблю театр. Жизнь новосибирца в той или иной мере крутится вокруг театров - мы гуляем рядом с театром, пьем кофе на лавочке у театра и назначаем встречи, небрежно бросая: "Встретимся у Оперного".
История клана Мессерер-Плисецких в свете этого факта не могла пройти мимо меня. Я максимально обойду всевозможные спойлеры для тех, кто будет читать эту интереснейшую книгу.

Как и сказано в аннотации, история семьи Мессерер-Плисецких пронизана библейским духом. Азарий Плисецкий, младший брат Майи Плисецкой, изобразил огромную семью еврейского происхождения, на фоне важнейших событий советской истории в бесконечном сиянии талантов 20 века. Сам Азарий Михайлович тоже в прошлом танцор балета, многие годы своей жизни посвятивший кубинскому балету. В своей книге он очень деликатно и увлекательно рассказал историю семьи, почти сплошь состоявшую из людей искусства, в том числе, балета. Помимо искусства Азарий Плисецкий рассказал и о боли, которую несли в себе каждый член семьи Мессерер-Плисецких - обида, разочарование, тяжелейшее чувство несправедливости.

В отличие от Майи Михайловны Азарий Плисецкий обладает куда более мягким нравом, и на протяжении всей книги есть чувство, что в своей версии семейной истории он хотел смягчить, отдать должное тем, кого, возможно, Майя Плисецкая в своих мемуарах обидела или несправедливо проигнорировала, ведь не секрет, что у Майи Михайловны был тяжелейший характер - резкий, неуживчивый и временами неуправляемый, во многом определивший стиль ее танца - выразительный и импульсивный. Демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая - такой ее представит читателю "Редакция Елены Шубиной"

"Жизнь в балете" - не просто автобиография, но история русского балета (который я считаю величайшим в мире - потом долго никого нет, а потом, пожалуй, французский), история Советского Союза и история ярчайших представителей эпохи. Огромное количество культовых имен СССР и мира появятся на страницах книги Азария Плисецкого, что позволяет с близкого расстояния посмотреть на каждого из них.

Кармен танцевала одна из балерин Большого театра. Я спросил Беллу [Ахамадулину]:
- Как тебе ее исполнение?
- Любить ее можно. Убивать не за что.

Все в этих мемуарах прекрасно - и общий фон истории, и каждое отдельное мгновение. От судьбы Большого театра до спасения новосибирского клуба "Терпсихора" Азарием Плисецким и примой кубинского балета Алисией Алонсо во время их пребывания в Новосибирске. Очаровательны социалистическая Куба и почти мистический образ Мориса Бежара. Полбалла сняла лишь за то, что в самом конце книги уж очень мимолетно был упомянут один очень значительный этап жизни Азария Плисецкого.

Как только перелистываешь последнюю страницу "Жизни в балете" , еще нет готовности расстаться с героями и атмосферой, так что сразу после я на одном дыхании посмотрела интервью Владимира Познера с Майей Плисецкой, снятое 25 лет назад, но вышедшее на экран только в 2020. Это интервью стало логическим завершением книги.

Ветка комментариев


Бесспорно)))