Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 апреля 2021 г. 16:13

406

5 Сильнее любви, или Расплата за комфорт

«Притворяться сразу перед тремя! Я начинал терять собственное «я»; это было уже свыше моих сил».
(Буало-Нарсежак. «Волчицы»)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Любителей детективного жанра сразу следует предупредить, что перед вами совершенно не классический детектив, а криминальная психологическая драма. Правда, от этого произведение не становится менее интересным и захватывающим. На мой взгляд.

Те читатели, которые уже знакомы с творчеством знаменитого тандема французских писателей – Поля Буало и Поля Эро, известных всему миру под псевдонимом Буало-Нарсежак, снова будут очарованы оригинальной, великолепно отработанной манерой письма и остротой сюжета романа. Меня это больше всего привлекает в творчестве этих писателей, не считая психологизма произведения.

Роман «Волчицы» (Les Louves) (1955) в переводе с французского А. Дроздовского оставил у меня некое двойственное впечатление. С одной стороны – это драма, разворачивающаяся в нелёгкое для Франции время – время оккупации в период Второй Мировой войны, с другой же – судьба одного молодого человека – беглого военнопленного, далёкого от всего происходящего в мире и поглощённого собственной судьбой.

Сначала у меня возник вопрос: почему войне отведено так мало места? Она как бы где-то там, на заднем плане. Ну, война и война … Когда же стала размышлять над произведением, то всё встало на свои места.

Из лагеря военнопленных удалось совершить побег двум товарищам. Бернар Прадалье – живой, подвижный, энергичный и весёлый лесоторговец, у которого, как выяснилось позднее, завидное состояние и, к тому же, он получил большое наследство. Его товарищ по лагерю – полная ему противоположность: холодный, инфантильный, зависимый, но талантливый музыкант – Жервэ Ларош, беден.

Бернар случайно погибает под колёсами поезда. Жервэ вынужден надеть на себя личину Бернара и стать им, так как в Лионе, где оказались парни, у Бернара была «крёстной по переписке» Элен, к которой направлялись беглецы.

Дальше история приобретает камерный характер, так как декорациями ко всему происходящему становится огромная, старинной постройки квартира Элен, у которой имелась младшая сестра – Аньес. Слабый Жервэ (теперь Бернар) оказывается заложником своего вранья и узником в квартире двух сестёр.

На первый взгляд возникает любовный треугольник. Но только – на первый взгляд. Бернар искал выгоду, удобство и комфорт для себя. Он нашёл всё это в квартире сестёр. Война где-то там: она не касается Бернара. Дамы живут обеспеченно: ни в средствах, ни в продуктах нужды нет. Единственное неудобство представляет сам Бернар, который становится этаким призом на выживание для обеих сестёр. В этом и заключается интрига произведения.

Всё усложняется и приобретёт немыслимый оборот, когда в квартире (на сцене разворачивающихся событий) появляется четвёртое действующее лицо – родная сестра Бернара – Жулия…

Не раскрывая сюжета романа, который полон интриг и психологических зарисовок, хочется отметить, что сами соавторы становятся невидимыми действующими лицами повествования, которое ведётся от первого лица – Бернара Прадалье. Спросите, как такое может быть?

Я уже отметила, что психологии в романе очень много. Соавторы усиливают психологический портрет Бернара тем обстоятельством, что читатель практически не видит войны, оккупации, немцев, как не хочет ничего этого замечать сам Бернар. Он нашёл тёплый, уютный уголок и забился в него, отгородившись от мира…

Но за комфорт надо платить. Кто, как и чем готов платить за безбедную жизнь – об этом роман Буало-Нарсежака «Волчицы». Да и жизнь ли это?

Читайте. Размышляйте. Наслаждайтесь шикарным текстом и зрелым, аналитическим умом авторов.

Комментарии


Но за комфорт надо платить. Кто, как и чем готов платить за безбедную жизнь – об этом роман Буало-Нарсежака «Волчицы». Да и жизнь ли это?

Прямо в точку сказала!) Спасибо за рецензию!)


Благодарю. Роман и в самом деле просто отличный. Ну, на наш вкус.)))