Больше рецензий

28 октября 2012 г. 10:53

869

2

Откровенно говоря, нашёл книгу практически ерундовой. Из каких-никаких достоинств, стоит отметить довольно своеобразный юмор, находящий с завидной периодичностью своих поклонников:

— Ну, Софья Андреевна, — говорила соседка, — ну одного, двух человек умертвить, это еще куда ни шло — ни одна порядочная женщина без этого не обходится, — но подумайте сами, 18 человек!
— Ерунда, — брякнула сестренка, — вы видите только темную сторону жизни. Если я их и убила, то ведь зато существуют восход солнца и цветы.


Да рассуждения, порой напоминающие незабвенных Мармеладова и Раскольникова разом:

Должен сказать, что больше всего на свете я не терплю обыкновенных людей, каких 90 процентов на земле. Я готов биться об заклад, что любой убийца, дегенерат, алкоголик — лучше и возвышенней среднего человека… У преступника в душонке может быть и покаяние, и страх, и на лбу потик от чувствительности выступает, а вот у обычного человека даже этого ничего нет — он, говорящая машина, антидуховен, патологически туп и считается, что обладает здравым смыслом. Но по сравнению с ним любой олигофрен с субъективинкой — мыслитель. Посмотрите в глаза среднему человеку: что в нем увидишь? — навсегда замкнутый в своей звериной тупости цикл мыслей и полное отсутствие высших эмоций. Что является первым в иерархии ценностей для среднего человека: вещь, материя, деньги, а не мысль, и не чувство, и даже не гаденькое покаяньице…
А почему так? Да потому, что обыкновенный человек слишком туп, чтобы воспринимать духовное и чтобы утвердить себя, вынужден хвататься за внешнее и видеть высшую ценность в чем-либо вещественном или, что еще хуже, — в какой-нибудь умственной глупости, если обычный человек вдруг взялся за идеи.


А в остальном, — ну право, настолько избитые до пошлости сюжеты, что диву даёшься! Сказы «под Рериха», поиски Я, «ойпетухи» просто смердящие сорокинщиной, я уж не говорю о дедушках-вампирах и вампирах-интеллигентах. Казалось бы эту тему заездили настолько, что мне, извините, стыдно, что я эти два рассказа читал вообще, а поди ж ты — наличествуют. Надеюсь, Мамлееву тоже стыдно, но уже как автору.
Впрочем, сборочка должна понравиться, как мне думается, собачникам. Обладающим, конечно, специфическим чувством юмора.

Один пудель основал учение о сверхсобаке. Правда, многие псы его не поняли. Один кобель, к примеру, развил это учение главным образом количественно: он решил объесться, чтобы раздуться в целую корову, и околел от переедания.

Среди неких шавок появилось учение о том, что на свете вообще ничего не существует, в том числе и собак.


Итак, двойка. Читать было относительно нескучно, однако и философии особой я не нашёл. Это не «Шатуны» и тем более не «Россия», где она несомненно глубока и довольно интересна, и хотя мне она не близка и принять подобное я не могу, не отметить этот факт не имею морального права. А тут… ну смешно временами, ну Мармеладов. Вот всё.