Больше рецензий

knigozaurus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 октября 2012 г. 00:38

264

4

Мне, современному жителю современной России то, о чем он пишет кажется театром пантомимы. Несколько десятков людей очень заняты: что-то берут, поднимают, передают друг другу, носят, выбрасывают. Зрители-то видят, что они заняты ничем, в руках пусто, но жизнь на сцене кипит. Так и эти парижане: у них нет ничего, ни золота, ни нефти, ни акций, вообще ничего, никаких активов, снимающий комнату с отдельным сортиром считается состоятельным человеком. А какие кипят интриги, заключаются союзы, совершаются предательства! Вокруг чего же? У них ведь не было досуга крутить все это чисто для развлечения. Я думаю, что все это - о власти. Как они вывезли из России эту матрицу - Писатель владеет умами - так и продолжали ее реализовывать, несмотря на то, что писало-то уже десять человек для ста. И, как пишет Яновский, эти немногочисленные сто читателей "вымерли раньше писателей". А равнодушный Париж шумел вокруг.

Как-то это все выглядит так неряшливо, нездорово... Могу сравнить - уж простите - со ставкой Гитлера в апреле 45-го. Крутятся какие-то безумные шестерни, стучат пишмашинки, но на самом-то деле - это уже все, тупик, конец. Так и хочется сказать этим молодым поэтам: "Хватит, расходитесь, никто вас не знает и не узнает, никому вы не нужны". Прочитают их законные 50 человек, да через сто лет филолог-археолог что-нибудь извлечет на свет. Я не говорю, про зубров, вроде Адамовича или Ходасевича, а о тех, кого вывезли из России 10-11-летними. Вот их трагедию - жизнь, потраченную ни на что - наблюдать тяжело.

И все эти интриги, непорядочность, саморазрушение выглядят особенно гротескно, когда знаешь, что все это ради 10 франков и внимания ста человек. В Петербурге такие страсти были уместны, а в эмигрантском Париже - отталкивающи. Точно как пишет Яновский:

Увы, нигде снобизм, чинопочитание, местничество не развиваются так безобразно-болезненно, как в безвоздушной, беспочвенной среде, лишенной реального, казенного пирога. Смуты, дрязги, интриги, споры, конечно, ужасные грехи, знакомые ещё ветхому Адаму (во всяком случае, его сыновьям), но противнее всего склока там, где совершенно нет разумных причин для какого бы то ни было соревнования... Именно в царстве грез осуществляется самый жестокий бой - китайских теней на стене.

Добавить тут нечего.

Комментарии


Хм, а у меня не сложилось впечатление, что это у них от власти. Я вот вспоминаю по этому поводу с грустью строчки Олдингтона или слова упомянутого Адамовича (в его "Комментариях" вообще здорово раскрыты эти эмигрантско-творческие пережвания) и думаю, что и герои мемуаров Яновского не сильно переоценивали свое влияние на умы. Просто, ну, творческие люди, стянулись друг к дружке на чужой стороне, и слава Богу. Нельзя сказать поэтам: "Расходитесь", они от этого писать не перестанут, жажда творчества неутолима)
В остальном с рецензией согласна: выглядит все гротескно, да, трагично очень.


ну "о власти" - это значит, что они "писать" понимали не как какой-нибудь Фет, который прекрасно вел свое усадебное хозяйство и стихи одновременно пописывал.


В своей книге, как мне показалось, Василий Семёнович свёл счёты со всеми... Особенно с мёртвыми. Читала я эту книгу невообразимо долго, несколько лет (с перерывами). Брала, чтобы понять хоть немного, что, было в голове у эмигрантов, а там по сути мышья возня...