Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2021 г. 15:46

876

5

картинка CatMouse

Что за страна, почему всегда надо просить, хлопотать, доставать? Казалось бы, чего проще — плати человеку за его труд столько, сколько он стоит на деле, и он сам будет распоряжаться своими доходами, жить по своим возможностям. Да, но тогда не будет «бесплатных» квартир, «бесплатной» медицины, и ты ничем не будешь обязан советской власти, и вообще не нужна будет эта власть с миллионами партийных дармоедов, по своему усмотрению отмеривающих тебе твои потребности.


Публика идет на них часто прямо после работы и, как правою, за билеты ничего не платит (т. е. это считается, что не платит: просто советский человек этих денег не видит, их ему не доплачивают за труд; то же самое — и с бесплатным образованием, бесплатной медициной, дешевыми квартирами и т. д. Так что хочешь ты идти на концерт или нет — а денежки с тебя уже давно взяли, ты их и не видел, и о желании твоем никто не спрашивал).


Я истово негодовала всю книгу: на чудовищную несправедливость советского мироустройства, на лицемерие властей предержащих, на интриганов и подлецов... но это оказалось ещё не всё, потому что, уже окончив чтение, я увидела рецензии к этой книге. "Ах, я думала, что Вишневская такой светлый человек, а в ней, оказывается, столько негатива!". "Ах, обидели мою советскую родину, какая грязь!".
Мало того, что Вишневская честно пишет, что в ней бушевала ярость, когда их семью буквально выжили из родной страны, и именно поэтому она пишет книгу: чтобы рассказать, объяснить. Так оказывается, по мнению этих позитивных одуванчиков, она на такие чувства права не имеет. Посмела написать свою правду, испортила всем настроение. Молчать нужно и улыбаться, махать ручкой и молча сносить все обиды. Ну вот пусть они и сносят, умные какие.

Совершенно не очарованная идеями коммунизма, Вишневская частенько будет высказывать всё, что думает о системе и её орудиях. Будет поражаться нищенскому существованию людей: "ведь не война, чёрт побери!..", слаженности в работе шестерёнок государственной машины в тех случаях, когда нужно кого-нибудь "задвинуть", не пустить, не дать работать: артисту наврут, что концерт отменён, организаторам наврут, что артист отказался, заболел, уехал...
И с упоением будет рассказывать об искусстве - о тонкостях исполнения, о костюмах и декорациях, о концертных переживаниях, о работе с талантливейшими исполнителями своего времени. Уж на что я далека от пения, оркестров и советских композиторов, а зачитывалась - написано легко, с душой, и даже познавательно.

Рассказывает Галина и о детстве, и о тяжелых временах в блокадном Ленинграде, и о семейных отношениях. Но больше всего в книге боли - боли человека, даже двух людей, которые мечтали просто жить и работать в родной стране. Но к стране прилагается государство, не склонное ценить своих граждан. И такие шаги влево, как дружеская поддержка, оказанная оппозиционному писателю, нашим героям даром не прошла.

Впрочем, с тех времён мало что изменилось, и тем, кто путает свою страну с государством читать эту книгу действительно не стоит.