Больше рецензий

Oldie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2021 г. 07:15

270

4 Постапокалиптическая утопия

Ольга Денисова: «Мертвая зыбь»
картинка Oldie
Эта книга – весьма необычная «постапокалиптическая утопия». С оговорками, разумеется (вроде детской смертности в 63,5 процента и периодически накатывающих цунами) – но все-таки утопия.
После глобального катаклизма материки ушли под воду, растаяли полярные шапки, проснулись вулканы, поднялся уровень Мирового Океана, в атмосфере стало больше углекислоты и меньше кислорода... Остатки человечества выжили на островах за Полярным кругом – где климат изрядно потеплел, но остался все еще достаточно суровым – и за двести-триста лет сумели в значительной степени возродить цивилизацию. Теперь человеческая жизнь для них – наивысшая ценность. Взаимопомощь и взаимовыручка, ощущение себя частью человеческой общности и жизнь не только и не столько для себя, сколько для других – вот нынешние приоритеты нового народа гипербореев.
Чем не утопия?
Главный герой Олаф, врач-медэксперт, отправляется со спасательной экспедицией на отдаленный островок, с которым прервалась радиосвязь. Немного не дойдя до острова, катер терпит крушение, спастись удается одному лишь Олафу. Добравшись до острова, он находит разбитую упавшим ветряком рацию и трупы. Похоже, люди умерли от естественных причин – от переохлаждения. Но как такое могло произойти? Олаф не следователь, он врач-танатолаг. Но он человек долга и профессионал своего дела. И он не остановится, пока не найдет разгадку и не сложит смертельный «паззл» до конца...
Постапокалипсис. Суровая утопия. Социальная фантастика. Мрачный психологический детектив, преходящий в натуральный триллер... Да, все это – «Мертвая зыбь» Ольги Денисовой. И все же главное здесь, думается, – не детективная интрига, не триллер, не утопия и не постапокалипсис. Главное – тот жестокий и страшный моральный выбор, который встает перед героем. Думается, именно этот – внутренний – конфликт и является главным в книге.
Книга написана в нарочито неспешной манере, стилизованной под «скандинавский роман». Манера эта выбрана не случайно: новая цивилизация гипербореев переняла многие черты внешнего облика, характера, нравов и быта, а также имена скандинавских народов, из которых эта цивилизация в значительной степени и образовалась (хотя и не только из них, разумеется: недаром в новом языке гипербореев смешались финский, русский, английский...).
Суровые красоты северной природы, простота и рациональность быта, основательность и целеустремленность людей, почти «общинные» взаимоотношения, когда в небольшом поселении все друг друга знают и всегда придут друг другу на помощь, независимо от личных взаимоотношений – потому что иначе людям не выжить в этом суровом новом мире...
Впрочем, кое-кто за пределами новой Гипербореи сумел выжить иначе – но нет, я не стану плодить спойлеры.
Внешнего действия в книге немного. Оно есть в начале – и вновь возникает уже ближе к финалу, в кульминации. Зато внутреннего действия, или саспенса, здесь хоть отбавляй. Психологическое напряжение не отпускает ни на секунду, оно постоянно растет по мере того, как герой пытается разобраться в том, что произошло на острове. Новые факты все никак не складываются в единую картину, версии возникают и рушатся одна за другой. Герой вплотную подходит к грани безумия, из-за которой уже явственно проступают жуткие мистические образы – пока наконец не приходит к разгадке и не встает перед жестоким внутренним выбором...
Вот тут-то внешнее действие наконец догоняет внутреннее и взрывается кульминацией всей книги.
В книге хорошо и подробно даны нюансы профессиональной работы Олафа – врача-танатолога, которого многим привычней называть патологоанатомом. Это добавляет книге мрачноватой реалистичности: в такого героя-профессионала однозначно веришь. Жутковатые для обычного человека действия, подробности и термины для Олафа – привычная работа, которую герой выполняет добросовестно и скрупулезно. И даже не потому, что от этого зависит раскрытие зловещей тайны: Олаф – профессионал, он всегда так работает, даже в куда менее экстремальных условиях. И, конечно же, профессия не могла не наложить на Олафа свой отпечаток: у него давно образовались специфические отношения с мертвыми. На сей раз эти отношения сослужат ему хорошую службу – но при этом едва не сведут Олафа с ума.
Книга наполнена глубоким психологизмом, мыслями, рефлексией и воспоминаниями главного героя. Образ Олафа раскрыт глубоко и разносторонне, со всеми его мотивациями, предысторией, жизненными принципами и внутренними конфликтами. Однако, на мой взгляд, с психологизмом и обилием рефлексии, характерными для «скандинавского романа», автор несколько перестаралась. Книга, при ее относительно небольшом объеме, получилась более затянутой, чем следовало бы. Непрекращающийся саспенс и постоянный рост психологического напряжения тут отчасти спасают – но не до конца. Думается, если бы немного проредить количество рефренов «Планета помогает сильным», убрать бо̀льшую часть повторов мыслей Олафа (а они периодически повторяются, иногда и не раз) и несколько «уплотнить» текст – это пошло бы книге только на пользу. Причем без потери общей атмосферы, стиля и стилизации.
Скуповатый образный ряд книги компенсируется неплохой стилизацией, суровой красотой северных пейзажей, точностью бытовых деталей и декораций – и аурой мрачной тайны, общей атмосферой и настроением книги, которые автору удалось создать.
И все же надо отметить еще одну раздражающую «соринку в глазу», которая выбивается из общего настроения и стиля книги. Уж слишком утрированно и карикатурно показаны появляющиеся ближе к финалу антагонисты. Они выглядят средоточием едва ли не всех возможных пороков и отрицательных черт, какие только можно придумать. Да, понимаю, что таково не вполне объективное восприятие главного героя. Понимаю, что антагонисты и должны обладать отрицательными чертами и качествами. Но не до такой же степени! Да будь они и впрямь такими, как нам показали – они бы просто не выжили в тех условиях.
Словно разглядывал величественное пейзажное полотно, написанное масляными красками: с глубиной, перспективой, настроением, точностью деталей, умело наложенной светотенью... – и вдруг наткнулся на зачем-то вставленный в этот пейзаж фрагмент черно-белой политической карикатуры.
Такие карикатуры, разумеется, тоже имеют право на существование – но с написанным маслом пейзажем они плохо сочетаются. Тут либо одно, либо другое.
Царапнуло, если честно.
И тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, я ничуть не жалею, что прочел «Мертвую зыбь» Ольги Денисовой. Все же достоинств в этой книге куда больше. После прочтения остается достаточно долго не отпускающее «послевкусие», и есть о чем задуматься.

Кстати, к этой книге имеется бук-трейлер, неплохо передающий атмосферу «Мертвой зыби»:

01:39

«Мертвая зыбь» на сайте Author.Today: https://author.today/work/107698
«Мертвая зыбь» на авторском сайте Ольги Денисовой: http://old-land.ru/book/mz
Там же, на авторском сайте, можно заказать книгу в печатном (бумажном) виде по системе print-on-demand.