Больше рецензий

13 апреля 2021 г. 14:52

419

4.5 "... Пароход смерти..."

"... Не располагайте сердце к злу. Ибо в этом случае зло не замедлит явиться...
Оно непременно явится...
Оно завладеет вами, и выдворить его будет уже невозможно..."


Неоднократно мне на глаза попадались высказывания, в которых "Смерть на Ниле" ставили в один ряд с такими маститыми произведениями Агаты Кристи как "Десять негритят" или "Убийство в Восточном экспрессе". А я легкомысленно, не пойми по каким соображениям, считала подобные сравнения преувеличенными - мол, ну разве может быть еще что-то настолько детективно-мощное? Что ж, признаю, что я ошибалась и в полку моих любимых книг от королевы детектива прибыло. Для меня сравнение с "Убийством в Восточном экспрессе" или "Десятью негритятами" корректно проводить лишь по тому впечатлению, которое они оказывают на читателя в сравнении с другими работами, и по той конструкции сюжета, которую использует автор - герметичный детектив, в котором участники разыгравшейся драмы оказались в уединении с преступником и чужими тайнами и где злодей выказывает чудеса уголовной изобретательности... В остальном же - это абсолютно разные истории, каждая со своими неповторимыми достоинствами.

Молодая миллионерша и светская львица отправляется в свадебное путешествие по Египту. Которое для нее, увы, станет роковым... Ее личность, как розетка с вареньем, притягивает к себе различной степени сомнительности мух. И пароход, на котором она предпринимает путешествие, постепенно наполняется случайными, относительно-случайными и абсолютно неслучайными попутчиками. Именно поэтому писательница первую часть книги посвящает тому, что делает для читателя беглые и туманные зарисовки о жизни и деятельности тех, кому суждено со временем плыть на «Карнаке». Эти характеристики немногословны и несколько загадочные и оттого у меня развился комплекс постоянной настороженности к героям - от них вечно ждешь какого-то финта, в них стараешься отыскать двойное дно и любые их слова поддаешь сомнению. Я сама себе при чтении это книги напоминала борзую, которую вывели на охоту и которая вся в нетерпении, настороже ловит звуки и запахи и всех расценивает как потенциальную дичь...

Что существенно отличает "Смерть на Ниле" от всего ранее мною прочитанного у Агаты Кристи, так это накал страстей по сюжету и то, какие эмоции у меня, читателя, вызывали герои. По обыкновению к персонажам книг Агаты Кристи я отношусь очень ровно - они не вызывают во мне абсолютно никаких чувств. Я бы назвала их скорее статистами по отношению к самому преступлению, являющемуся главным героем и сердцем произведений. Практически все действующие лица в произведениях этого автора проходили мимо меня серой безликой толпой и никак не врезались в память, чего нельзя сказать о трех героях, которые встретились мне на страницах "Смерти на Ниле". Костяк этой книги, помимо самого преступления, составляет любовный треугольник между богачкой Линнет Риджуэй, ее старой приятельницей Жаклин де Бельфор и Саймоном Дойлом, который и стал яблоком раздора между молодыми леди. И эта любовная линия в книге настолько сильна, что перетягивает на себя львиную долю сюжетного одеяла и читательского интереса. В ней как нельзя лучше проявляется Агата Кристи как отличный психолог и знаток человеческих душ!

Меня очень расстраивает то обстоятельство, что я угадала убийцу. Причем уверенность в личности злодея в этот раз была практически стопроцентной и непоколебимой. Если в других книгах Агаты Кристи в процессе чтения я металась от одного героя к другому и периодически меняла свою точку зрения насчет того, кто же им может быть, то здесь я как Ванга, указывающая перстом, заняла в отношении преступника с того момента, как Линнет Риджуэй лишили жизни, обвиняющую позицию, которую ничто не могло изменить. Все литературные приемчики, которые пустила в ход королева детектива, в этот раз не сбили меня со следа. Я была уверенна, что преступником является тот, на кого я думаю, но абсолютно не имела представления о том, как же ему удалось реализовать свои уголовные замыслы. И в этом плане разочарование от того, что я обличила злодея, несколько скрасилось тем, как Агата Кристи все обставила - ловко и невероятно изобретательно, ничего не могу сказать! Правда, это удовольствие было несколько омрачено концовкой - я в этот раз абсолютно не разделяла симпатий Эркюля Пуаро и разочарована тем, что он позволил сделать преступнику в финале... Но, конечно же, в целом это никак не отменяет того удовольствия, которое я получила от чтения. И пусть от развязки не было того эффекта взорвавшейся под ногами бомбы, как это зачастую бывает в детективах Агаты Кристи, однако "Смерть на Ниле" - отличное произведение, имеющее полное право значится среди других самых крупных жемчужин творческого наследия писательницы.

картинка missis-capitanova