Больше рецензий

11 апреля 2021 г. 17:24

781

5

Оноре де Бальзак "Шагреневая кожа".
Блеск, фанфары, дуэли и суета двора, выпивка, таверны, тут же интриги, темные делишки и ухаживания- это к книгам Дюма. От "Человеческой комедии" Бальзака ждать надо других красок: мир скорби, раздумий, философское осмысление бытия, детализации материального и психического мира.
Современен ли Бальзак? Сегодня читающему непросто пробраться сквозь длинные синтаксические конструкции писателя, наполненные философскими размышлении героев о бытии. Привыкшему жить в литературе, где краткость, простота подачи сюжета всечастны, не сможет усвоить стиль Бальзака без работы над этим. Здесь необходимо медленное, вдумчивое чтение, интерес к эпохе, так как история Рафаэля де Валентайна невозможна без этого.
Автор облек вечную историю человечества в художественную прозу. "Твой выбор, читатель?"- спрашивает он.Ассоциации хорошего читателя сразу перенесут его к "Божественной комедии" Данте.
Антиквар рассказывает Рафаэлю свой опыт: созерцание, размышления, мысли как основа духовного бытия, познание. Чувства и страсти, борьба за место под солнцем, поиск величия- не его выбор. Если же ты стремишься к потоку утех, сладострастия, хочешь добиться величия в чем-то, то шагрень поможет. Но при этом жизнь сократится мгновенно.
Растиньяк сразу указывает на ту жизнь, которую выбрал он сам: игра, кутежи, куртизанки, друзья на час, банкиры и кредиторы- и так каждодневно. Ничего вечного нет в этом мире азарта и увеселений. Векселя и смена удовольствий, которые заключены в праздник живота и чувств, плотские утехи. Таких, как Растиньяк, тысячи. Они не задумываются о краткосрочности бытия, не жаждут познать, делиться накопленным опытом. Главное- в их мире нет места духовности. Никакой. Лишь "брать от жизни всё". А Отдавать? Нет. А есть ли у них, что Отдавать?
Немного иной путь у Феодоры. Имея всё по праву рождения, она холодна, бесчувственна, не думает об отдаче чего-то своего, опыта, жизни, о том, что надо как-то делиться с миром знаниями, помогать. А есть ли чем ей делиться? Хочется воскликнуть: займись милосердием, благотворительностью, познавай. Но у нее нет на это ни единого порыва. Смешна Феодора и жалка в мгновения, когда, глядя на красавиц, по внешнему их облику оценивает свое превосходство. Она не задумывается о возможном величии их Душ, в сравнении со своим.
Когда тебе дана власть и золото, то сколь многие поддаются этому искусу, забывая о нравственности, социальном контакте, помощи другим, духовном развитии.
Когда Рафаэль пребывал в Эссексе, Бальзак даёт превосходное определение светского общества. Оно никогда ни в чём не приемлет немощность, болезнь, ущербность. Люди больные сразу же презираются им, отторгаются. Так и Рафаэль, заболев, стал изгоем. Что выбирает общество? То, что со знаком плюс: деньги, здоровье, азарт, смелость, порывы, увеселения, разврат. И все в огромном количестве. У Рафаэля есть много средств, но нет здоровья, он опустошен, устал и физически, и интеллектуально. Не может ничего отдавать: сил нет. Они ушли на постоянные мысли о смерти. Бальзак мудро сравнивает жизнь светского общества с жизнью любого, когда изгоняются ущербные, больные, калеки. Как же важен гуманизм! Доброта! Но люди не приемлют боли, прошений о милости, нищеты, избегают ее, прячясь в радости бытия. И такова жизнь. Немногие выбирают путь порядочности, взаимовыручки, добра. Согласитесь: не все занимаются медициной по праву профессии, не все милосердны, но рядом есть близкие, кому мы можем подарить добро всегда.
Рафаэль, став богатым, выбирает путь Растиньяка. Но при этом он знает, что жизнь его имеет границы размером шагрени. Его друг не задумывается, в отличие от него, о недолговечности бытия, Рафаэль вынужден это делать. Счастлив ли он? Да, имеет все, жизнь распределена по салонам и игорным домам, нет забот, но кусок шагрени уменьшается. Кто согласится?.. Рафаэль понимает прозябание Феодоры, прямо указывает ей на это ещё до своей сделки с антикваром. Но став на путь простого кутилы, он выбирает ее же дорогу прозябания. Его выбор, в отличие от неё, облачен страхом смерти в любой миг. Бальзак мудро называет жизнь героя "болезнью". Это стало таким его существованием, когда ты, как больной, заботишься об избежании чего-то, что может навредить твоему организму. Разница в том, что у Рафаэля излечения не может быть: он подписал смертный приговор себе, заключив сделку с шагреневой кожей.
Ионафан, слуга, называет жизнь Рафаэля "каллиграфической". Она поистине такова: каждый шаг молодого человека продуман заранее, точен до предела. Он выверил до мелочей все: что в меню на год вперёд, когда менять одежду, вставать, ехать куда-то. Рафаэль отказался от уклонения от распорядка. Вогнал в себя рамки. Каллиграфическая стала его жизнь: с виду четко выверенная, красиво оформленная, но лишённая напрочь каких-либо чувств, полноценного проживания с радостями и горестями, вздохами и ушибами, эмоциями. Рафаэль стал наполнять свою жизнь множеством книг, газет, откуда познает. Но пишет ли он? Есть ли, с кем делиться этим? Он иссох, стал бледен, изможден морально, думая о том, что красная линия жизни вокруг шагрени может измениться.
Как мало современный читатель обращает внимание на природу в произведениях! Наш образ жизни приемлет быстроту, смену событий, интерес, здесь и сейчас, интригу. Немногие хотят медлительности и созерцательности, теплоты, исходящей от потока света, листьев, земли. Пришвин, Тургенев, Толстой Л.Н, Пруст-и все классики- как много места в прозе
уделено природе. В ней и красота жизни, и значимость описываемых событий. Рафаэль любуется горным пейзажем на озере, которое выбрал для жизни. Он жаждет уединения и тишины. Бальзак мастерски описывает это место. Его язык так соблазнительно рисует окружающее, что вместе с Рафаэлем оказываешься там. Облака, как "топоры", горные пики,"вздыбившиеся" над простором. Погружаюсь вслед за Рафаэлем в эту красоту и понимаю его выбор. Талант писателя помог это прочувствовать через слово.
"Бойся своих желаний, человек",- известное высказывание. Оно в жизни Рафаэля воплотилось. Подобное свершается всегда. Так что выбор за каждым...
Спасибо, что читаете. #мысли #мюсли #слово #литература #пишу