Больше рецензий

10 апреля 2021 г. 03:28

659

2 Огромное достоинство этой книги

...в том, что на ее фоне первая, "Видоизмененный углерод", выглядит практически шедевром. Все недостатки первой книги трилогии перекочевали и во вторую, а вот достоинства: детективный сюжет, интерес к новому миру и акцент на его фишке, копировании сознания, - увы, нет. Хотя нет, я нагло вру. Один недостаток всё же остался за бортом: во второй книге смолк хор женских голосов, восхищённых поистине грандиозными размерами писюна Ковача. И на том спасибо, мистер Морган. И на том спасибо.

Несколько раз я откладывала чтение, отчаиваясь продраться к финалу сквозь тернии литературного та... кха-кха... ланта мистера Моргана. Стоит отдать автору должное за проработку мира и шикарную идею. Мистер Морган безусловно хороший фантазёр, из него, я думаю, получился бы неплохой сценарист. Но к сожалению, мистер Морган выбрал профессию писателя, каковым решением нанёс сокрушительный удар сразу и по сценарному, и по литературному миру. Через каждые три или четыре страницы я останавливалась и задумывалась о том, как хорошо было бы увидеть на большом экране то, что силится передать мне в словесной форме автор. Все составляющие отличного блокбастера есть в этой книге: кровь-кишки, суровое порево, брутальный хаотично-нейтральный главный герой со стальными яйками и без четких моральных убеждений, нон-стоп экшон, бластеры, взрывы, погони, перестрелки и пафосные незапоминающиеся диалоги, готовые для нарезки в трейлеры. Ребёнок во мне ликует и хлопает в ладоши. То, что вышло из-под, прости-господи, пера мистера Моргана, необходимо смотреть, впитывая яркую феерию спецэффектов жадными до зрелищ глазами, но ни в коем случае не вникая во внутреннее содержимое мелькающих на экране объектов. Не вникая в мотивацию, в мысли, в чувства, в мироощущение и образ мышления главного героя трилогии. Это противопоказано в отношении всех главных героев блокбастеров, чья единственная задача - красиво убивать врагов на экране. Визуальные образы целят в бессознательное зрителя, минуя рассудок, способный отличить обман от вымысла. Книга такой возможности не предоставляет, она заставляет невольно задумываться над тем, что ты читаешь. По крайней мере, тех из читателей, кто осмысливает прочитанное, а не просто глотает буквы в надежде убить время. В этом заключается главная проблема - лично моя проблема - с которой я столкнулась в процессе безуспешного усвоения творческого продукта мистера Моргана.

Могу допустить, что сам мистер Морган, или редактор его книги, о возникновении этой проблемы по меньшей мере догадывался. Из попытки решить эту проблему - недостатка человечности главного героя, картонного (или стального, смотря с какого угла зрения смотреть) брутального мачо, у которого нет времени размазывать по своему суровому лицу сопли - и растут ноги странных, как будто кастрированных рефлексий Ковача, возникающих спорадически и больше напоминающих протокольную констатацию факта рефлексии, нежели её саму. В определённые, разделённые примерно равными интервалами моменты Ковач отвлекается от коитуса или сокращения численности населения, чтобы провести плановую инвентаризацию погибших людей, к которым он якобы испытывал подобие чувств. Эти моменты овеяны томной грустью, что и намекает читателям - Ковача посетила печалька, а значит, он вовсе не картонная болванка на ножках, а живая плоть и кровь с какими-то чувствами. Беда в том, что на большее, чем "какие-то", эти чувства, пожалуй, и не тянут. Мне, как читателю, который знает об этих трупах чуть больше, чем ничего, плевать на них и на их смерть. Я не видела их живыми, я понятия не имею, какие отношения их с Ковачем связывают. А если бы и имела, то, давайте уж начистоту, едва ли бы прониклась к ним симпатией исключительно по этой причине.

Ковач сам по себе персонаж довольно плоский, лишённый харизмы, выдающихся качеств характера и какой-либо глубины. Он болтается как говно в проруби: куда волной прибьёт, там и плавает. У него нет высоких целей, нет нерешённых конфликтов, нет привязанностей, нет чётких ориентиров, нет ничего, что вызывало бы интерес к нему самому как к индивидуальности. Оно и понятно - Ковач всего лишь орудие убийства, доставщик эффектных сцен, его концепт предполагает отсутствие сложных эмоций и эмпатии, сильно усложняющих и выводящих повествование на уровень уже совсем других жанров. Необходимая по сюжету крепкая, непробиваемая психика персонажа влечет за собой его одномерность и некоторую даже карикатурную упрощенность. Этот персонаж не способен выдать драму, хотя и старательно пытается, вызывая приступы кринжа. По причине моральной убогости главного персонажа столь же морально убогими выходят и второстепенные. Автор умышленно не даёт им развернуться, потому что не может позволить, чтобы звезду его шоу затмил кто-то из подтанцовки. В итоге поначалу ты ещё ждёшь от окружения Ковача того, что недодал тебе сам Ковач: живого характера, нестандартного мироощущения, эмоционального отражения происходящего, чего-то, что помогло бы тебе сопереживать этому персонажу. Но примерно на трети сюжетной линии персонажа ему словно обрубают крылья, он превращается в безликого статиста, которого мистер Морган сливает в утиль с безразличием режиссера типичного трешового слэшера. Эти персонажи приходят и уходят незамеченными, не вызвав в душе никакого отклика и, тем более, не оставив после себя никаких впечатлений. На фоне скучного, затянутого сюжета это превращает чтение 1000-страничной книги в пытку.

В первой книге отсутствие сильных второстепенных персонажей не так заметно бросалось в глаза, там интерес держался на сюжете, на раскрытии нового мира и на таинственных способностях посланников, которых позиционировали как супер-универсальных солдат. Сейчас я уже понимаю, что все хвалёные способности укладывают во фразу: "Я всемогущий, всезнающий и чертовски везучий". Подготовка посланника включает в себя весь спектр необходимых для решения критической ситуации навыков. Если где-то даёт осечку подготовка посланника, включаются рефлексы посланника. Ну а если и они не помогли, то ничего страшного - в запасе остаётся интуиция посланника. И вот это штука поистине волшебная, поможет выбраться из любой жопы.

С одной стороны, могу понять мистера Моргана. Удобно, когда твой персонаж оборудован по последнему слову техники и невероятно ценен, что делает его буквально неубиваемым. Не нужно напрягать мозг, чтобы выпутывать его из выдуманных тобою же обстоятельств, созданных с целью нагнать побольше напряжения. С другой стороны: а откуда оно вообще должно взяться у читателя, это напряжение? Ковач всезнающ и всемогущ, а если и помрёт случайно - не страшно, его обязательно кто-нибудь оживит. Если бы за каждое следующее переоблачение герою приходилось чем-то платить - частью своей личности, своими воспоминаниями, своими убеждениями, да хоть чем-нибудь стоящим - это дало бы повод поволноваться, призадуматься. Но нет, ничего подобного ему не грозит, а потому и наблюдать за перипетиями сюжета не так чтобы чересчур интересно. В первой книге внимание удерживала интрига, желание узнать разгадку тайны. Во второй нет даже тайны. Есть только картонная болванка Ковач с его внутренним волком. Это как внутренняя богина Анастейши, только её пацанская версия.

Кстати, у меня есть пара претензий к этому самому внутреннему волку Ковача. Я могу предположить основания для его появления: в какой-то момент мистер Морган, окончательно сдавшись перед непреодолимым барьером, стоящим между ним и базовыми понятиями человеческой психологии, решил прибегнуть к хитрости и щедро удобрил примитивными животными рефлексами и инстинктами все сцены, предполагавшие описание правдоподобных человеческих реакций. Там, где мистеру Моргану предстояло выдавливать из железобетонного Ковача скупую мужскую слезу, он просто влепил шаблонные заготовки а-ля: "мой внутренний волк горестно завыл". Моя внутренняя гиена гоготала каждый раз, когда внутренний волк Ковача расчехлял свой вой, а делал он это на последних трехстах страницах с завидной регулярностью, потому что где-то в том районе Ковач сначала бездарно растерял половину своего нового отряда, то есть я хотела сказать - своей новой стаи, а сразу после ощутил душевную потребность перебить всю свою старую стаю, с которой носился по холмам и весям какой-то период своей жизни. Потому что одна случайная пьянка с членами новой стаи перекрыла всю хвалёную волчью верность, воинскую выучку и чувство ответственности перед членами старой стаи, с которой Ковачу, по-видимому, побухать случая не представилось. Они всего-то сражались плечом к плечу несколько месяцев, или лет, не важно, они в любом случае были плохими, потому что выполняли плохие приказы за деньги. В общем, как-то фигово работает этот ваш "волчий ген", я хочу сказать. Если это бесполезное животное способно только скалить зубы при виде свежей крови и горестно выть во время беспорядочной стрельбы по любезным сердцу членам собственной стаи - какой прок от этих генов, нельзя ли объяснить чуть подробней? За исключением удобной возможности замещать рычанием и воем натужные эмоциональные конвульсии Ковача, конечно же. Если этот ген должен был как-то сплотить членов отряда - так нет же, солдаты "Клина" без проблем убивают друг друга, предают друг друга, продают друг друга. Нет, внутри они, понятное дело, якобы страдают, но страдания эти гроша ломаного не стоят, скажем откровенно, а только лишь добавляют новые имена к списку тех, о ком Ковач будет фальшиво вздыхать в перерывах между экшн-сценами. Не вижу других причин, по которым мистеру Моргану мог понадобиться эта идиотский и совершенно бесполезный внутренний волк.

От внутренних богинь, то есть волков, Ковача плавно перейдём к его сексуальным похождениям. Для протокола: я не ханжа, я не считаю эту тему запретной или аморальной, не краснею при слове "член" и не пролистываю в возмущении откровенные сцены. Я люблю читать о сексе и люблю писать о сексе, с одной оговоркой: в уместном для этого контексте. Авторитетно заявляю, что в книгах о Коваче эротические фантазии мистера Моргана абсолютно неуместны, они неловкие, уродливые и бессмысленные. Некоторые читатели, я знаю, считают сцены секса и вовсе излишними в литературе. Я с этим не согласна. Я считаю, что правильно обставленная, правильно подготовленная сцена секса может стать приятным дополнением к повествованию, как живописное описание или создающая нужное настроение атмосфера. Когда секс между персонажами подаётся как событие, как нечто важное, нечто, способное повлиять на отношения, на чувства, на жизни персонажей или окружающих их людей, когда ты с нетерпением или, напротив, опасением ожидал этого события, только тогда описывающая его сцена воспринимается как естественная часть книги, как что-то неотделимое от повествования, и ты впитываешь её в себя с жадностью, потому что напряжен и взбудоражен ничуть не меньше самих героев. Ты вместе с ними шёл к этой сцене, готовился к ней, представлял её и теперь вместе с ними её переживаешь.

А теперь давайте посмотрим, что такое секс в книгах мистера Моргана. Это случайный, ни к чему не обязывающий перепихон между малознакомыми людьми, который происходит на ровном месте и никак не влияет на развитие сюжета. Основанием этого секса служит, как правило, физиологическая потребность либо случайное стечение обстоятельств. Несколько минут фрикций, участники полового акта кончают и расходятся, никогда больше не вспоминая о произошедшем. На их отношения он не повлиял, на сюжет он не повлиял, на самих персонажей он не повлиял - у меня встаёт животрепещущий вопрос: а на кой хрен он вообще был нужен в таком случае? По какой ещё причине, помимо потребности передёрнуть, автор смакует подробности этого процесса, со всеми его фрикциями, естественными выделениями, хлюпающими и чмокающими звуками, потными шлепками, обильными излияними и (кто бы сомневался) синхронными оргазмами? После чтения этих сцен мне не хочется выдохнуть вместе с персонажами, как бывает после уместной сцены долгожданного соития. Нет, мне хочется помыться, вашу-мать, потому что я невольно ощущаю себя грязной извращенкой, подглядывающей в щелочку, как кто-то отправляет свои естественные потребности. Покажите мне, как Ковач восседает на толчке или метит угол, чего уж там. Это тоже часть его жизни, надо полагать, не менее важная и необходимая для сюжета, чем очередная сцена отпердоливания очередной текущей от вожделения тётки.

Занятная мысль для размышления: а так ли далеко отстоит творчество мистера Моргана от творчества не к ночи буде помянутой миссис Э. Л. Джеймс? Персонаж Ковача, со всеми его достоинствами и недостатками, заключает в себе всё то, о чём грезит маленький 13-летний мальчик, запертый в теле мистера Моргана. Как и персонаж Анастейши, со всеми её достоинствами и недостатками, заключает в себе всё то, о чём грезит маленькая 13-летняя девочка, запертая в теле миссис Э. Л. Джеймс. Вся разница между этими персонажами и сюжетами книг в том, что мальчик мечтает о роли доминатного самца с гаремом, а девочка - о роли избранной самки доминантного самца. Идеальный доминантный самец в представлении маленьких девочек богат, красив, работает в офисе, но на работе практически не появляется, потому что занят тем, что выбирает машину в подарок для своей единственной любимой женщины либо причиняет ей множественные оргазмы. Идеальная самка в представлении маленьких мальчиков обожает секс без обязательств, ненавидит выяснять отношения, ей вообще не интересны отношения, она ничего не просит, а довольствуется тем, что ей дают, и молча отходит в сторонку, когда на горизонте замаячит более привлекательная самка. Короче, эдакий свой в доску братан, только с вагиной между ног, и эта вагина начинает настойчиво зудеть при появлении Ковача в радиусе непосредственной доступности. И ведь Ковач уже как бы ну не хочет, понимаете? Ему этого не надо, он вяло отбивается и всем своим видом показывает: я не такой, меня голыми руками не возьмешь. Но нет, настырная баба просто срывает трусы и грубо трахает бедолагу. Это выглядит настолько правдоподобно, что я читаю и верю, без остановки. Ах, какая выдержка, ах, какой сложный характер у этого Ковача! Аж три секунды сопротивлялся промискуитету - кремень-мужик!

Ну и самое сладкое на десерт: давайте обсудим вылезшую как чирей на жопе способность посланника лечить ПТСР с помощью психосексуальной энергии, что бы под ней ни подразумевал мистер Морган. Это что-то потрясающее. Значит, либидо Ковача теперь не просто всепоглощающее и всеобъятное - оно обладает поистине живительной силой. Скажем, вы - молодая и симпатичная телка, которая провела несколько месяцев в плену, вынужденная терпеть несанкционированное анальное вторжение, голод, постоянные допросы и стрессы. Угадайте, что поможет вам превратиться в бодрый огурчик буквально за пару дней? Психотерапия, медитация, нейролептики, душевное тепло, ощущение безопасности, продолжительный отдых? Херня всё это устаревшая, забудьте. Всё, что вам нужно - это чтобы Ковач вас как следует отдрючил, бесплатно, без смс и регистрации. Кто сказал "влажные фантазии 15-летнего спермотоксикозника"? Это специальный психотерапевтический метод, которому учат посланников, понимаешь! Любой посланник знает, что если перед ним человек в крайней степени морального и физического истощения - ему нужна срочная эротическая стимуляция. Не хочу даже представлять, как в этом случае должен ощущать себя сам несчастный, которого хорошенько отодрали до этого в плену, который натерпелся страданий и лишений, который устал быть безвольной жертвой и, едва выбравшись из этих обстоятельств, тут же подвергся сексуальному насилию со стороны своего "избавителя". Окей, это отличный рояль, позволяющий невозбранно приютить свой притомившийся писюндр в лоне сильной и независимой телки, которую иначе пришлось бы завоёвывать непонятно какими достоинствами. Но я не могу, читая весь этот бред воспалённого воображения, не воображать, как тем же способом Ковач "спасает" маленьких детей, мужиков, морщинистых старушек, свою дочь, сестру или жену своего друга... Кому вообще пришло в голову, что это отличная идея - лечить людей оргазмами? Я хочу посмотреть в глаза этому больному ублюдку. Мало того, что сексуальное насилие мистер Морган преподносит как дар божий, он ещё и привыкание к оргазмам в исполнении "целителя" присовокупляет. Чтобы жертва после сеанса "лечения" ощущала себя не только физически изнасилованной, но ещё и морально зависимой. Молодец, здорово придумал. Зачем прописывать сближение персонажей на почве душевного сродства или моральной надломленности? Зачем все эти сложности - вот вам собачья свадьба, где все трахаются, потому что не могут иначе. Аплодирую стоя. Стоя на могиле писательского мастерства мистера Моргана.

Я чувствую себя немного обманутой. Как будто с головой в пахучий отечественный самиздат окунулась. Эти книги слишком очевидно писались сразу для экранизации, в них очень мало литературы и очень много блокбастерности. Если вы любите хорошую литературу, если вы цените изящный слог и тонкую проработку персонажей, если вы читаете книги вдумчиво и послевкусие от прочитанного для вас не менее важно, чем сам процесс чтения, то удовольствия этот кусок кинопродукта в текстовой форме вам совершенно точно не доставит. Рекомендую к чтению любителям попаданцев и обитателям сайта Автор.Тудей, любителям незамысловатой пацанской беллетристики, которую можно пожевать и выплюнуть по дороге от дома до работы и обратно.

Остальным, возможно, стоит ознакомиться с интересной концепцией мира по сериалу. Если, конечно, вас не смутит довольно топорное разрешение философского спора о возможности воссоздания оригинальной личности путём копирования сознания на флешку. Мистер Морган решает его просто: он постулирует, что флешка всего одна, то есть уникальность личности как бы поддерживается материальной уникальностью флешки, содержащей в себе последние воспоминания «оригинала», что, разумеется, есть полный бред. Мистер Морган просто запрещает в своей вселенной ситуации, когда флешку, содержащую последние воспоминания, копируют и одновременно вставляют в две разные оболочки, чтобы не отвечать на каверзный вопрос, а какой же из Ковачей теперь «настоящий»? В этом случае пришлось бы признать, что «настоящий» Ковач погиб в тот момент, когда его настоящее сердце навсегда остановилось, а все последующие Ковачи — его копии, подделки, имитирующие личность настоящего Ковача. И тогда бы наш бравый герой уже не смог так лихо подставляться под пули, осознавая, что его жизнь, его «Я» кончится раз и навсегда в момент, когда погибнет его оболочка. А тот, кто проснётся в новой, будет делить их общие воспоминания, но всё равно будет уже совсем другим человеком.

Комментарии


Рецензию было читать смешнее и интереснее, чем первую часть трилогии, на которой, пожалуй, и закончу. Спасибо!


Фемка?