Больше рецензий

7 апреля 2021 г. 17:58

326

4

….что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Николай Заболоцкий)
Спустя почти 50 лет после «Некрасивой девочки» Заболоцкого в мире появилась книга, вызвавшая настоящий бум, поднывшая 3 волну феминизма и ставшая культовым бестселлером. Вряд ли Наоми Вульф читала эти строки Заболоцкого, но мысли их очень созвучны.

Мое понимание красоты весьма отличается от понимания красоты в индустрии, где красота — это продаваемый товар. … красота очень субъективна, имеет множественные формы, она может быть духовной. Я люблю замечать, как красота вдруг проявляется в лице девушки, когда она оживляется и демонстрирует свои эмоции. Между тем красота в понимании Vogue — это …. универсальный идеал…., который заставляет всех, кто ему не соответствует, чувствовать необходимость в покупке разной косметической продукции, чтобы его достичь.

Нет, эта книга не руководство к добровольному косметологическому целибату, эстетике небритых ног/подмышек или призыву, что хорошего человека должно быть много. Скорее, прочтение «Мифа» дает возможность взглянуть на устоявшиеся стереотипы и индустрию красоты с другого ракурса, объективно оценить происходящие столетиями ритуалы и трансформации (порой более чем болезненные), подверженных отнюдь не капризным веяниям моды, а политическим и экономическим интересам сильных мира сего.
Итак, о чём же эта книга?
- О тех фальшиво-идеализированных, заведомо недостижимых стандартах красоты, которые Вульф сравнивает со средневековым пыточным механизмом – «железной девой»
- об огромной разнице в понятиях о красоте и предназначении женщин в разных культурах и народностях ( о, нигерийское племя водаабе! о, Иштар и Таммуз, Венера и Адонис!)
- о тех силах, что после Промышленной революции 1830-х возвели на миражный пьедестал современные мифические критерии «красоты» и места женщин
-о женской конкуренции, эйджинге и влиянии внешнего вида женщины на получение ею работы.
- о тех «китах» рынка красоты, которым в жертву добровольно приносятся массовые подношения (ежегодные доходы индустрии похудения - $33 млрд, косметики - $20 млрд, эстетической хирургии -$300 млн и порнографии - $7 млрд)
- о «жизненно важной лжи» женской культуры, которую формируют глянцевые журналы, литература и рок-музыка
- о недостижимых сексуальных образах и порнографии, подавляющих истинную сексуальность и природу «греховных» возможностей женского тела
- о массовом похудении и модельных параметрах, сопровождаемых расстройствами пищевого поведения, о порциях, эквивалентных пайку голодающих во время войны.
- об оправдании рекламными кампаниями, связанными с красотой, насилия и виктимблейминга.
- о свободе и уверенности, обретаемых вне стереотипных правил, «боевой раскраски» и желания соответствовать.
Кажется, что автор и призывает нас к феминизму, но к адекватному, не из разряда мизандрии. Ведь

культура потребления создает сексуальных клонов — мужчин, которые вожделеют неодушевленные предметы, и женщин, которые готовы быть ими.

Эта книга – о внутренней свободе, любви к себе без навешенного ярлычка-ценника, толерантности и жизни вне рамок мифа. Вульф проделана просто колоссальная работа по сбору и аналитике огромного пласта самой разнообразной информации. Искренне рекомендую!