Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2012 г. 20:34

2K

5

К стыду своему, я думал, что Салтыков-Щедрин писал только басни про мартышек и очки и про ворон с сыром, а оказалось, что у него есть сатирические произведения размером с роман XIX века, и «История одного города» – одно из них. Читая, я сначала смеялся, но потом становился все сумрачней и сумрачней. К концу я стал совсем мрачен и суров, как Пушкин от прослушивания «Мертвых душ». Пушкин, по легенде, сказал тогда: «Боже, как грустна наша Россия!» Мне тоже стало так горько и так не до смеха от этого юмора, что захотелось выпить рома с колой и пересмотреть сериал «Друзья».

А грустно стало потому, что «История одного города» – это сатира на русскую историю. Россия выведена под названием города Глупова, да и содержанием глуповской истории является смена градоначальников от первого урода, через садистов, дураков и сладострастных ублюдков до совершенного идиота, причем очень злобного и агрессивного. С первого градоначальника история начинается, смертью последнего заканчивается. История вообще. То есть, и нету у нас другой истории, как истории нашей уродливой деспотической власти, которую мы более чем заслуживаем.
Сама композиция романа, приведенные последовательно портреты градоначальников, каждый из которых – определенный социологический тип, заставляет нас сравнивать «Историю одного города» с гоголевскими «Мертвыми душами». Но почему-то это сравнение оказывается всегда не в пользу Салтыкова-Щедрина. Написано хорошо – да не то что-то. Вроде бы талант могучий – да не такой какой-то. И не понятно, почему. Есть, правда, два не очень убедительных соображения:

1. За большей частью щедринских градоначальников просматриваются реальные прототипы: либеральный лентяй, ставший к концу жизни мистиком, конечно, – Александр I, солдафон-Бородавкин – Николай, Беневолинский, страдающий любовью к законодательству, – Сперанский, «толстомясая» немка – Екатерина II, последний «идиот» Угрюм-Бурчеев – это помесь Аракчеева опять же с императором Николаем I. Читаешь и прозреваешь, в силу своих скромных познаний, насколько точно и язвительно писатель-демократ высмеял того или другого русского монарха. Ну, высмеял, ну, и что дальше? Можно, конечно, провести аналогии с Путиными, Ельциными. И что? Было тошно, а станет еще тошнее. Вот и вся литература. Гоголь же никого конкретного не высмеивал. Против самодержавия и крепостничества не выступал. Большее того, он любил царя и был, стыдно сказать, против отмены крепостного права. А смеялся он над пороками и страстями, присущими людям вне зависимости от политического строя. Он занимался своей демонологией на уровне универсальных ценностей, там, где-то очень высоко над русской землей. И, в результате, «Мертвые души» – великая книга на все времена, а «История одного города» – жутко устаревшая сатира на самодержавие Романовых. Хотя, какой талант был у Салтыкова-Щедрина!

2. И вот еще различие. Если Гоголь и смеялся над русским человеком, то у него получалось хорошо смеяться потому, что он видел в нем потенциальную возможность возрасти над собой, стать лучше, и видел какое-то великое будущее для всей России. А Щедрин не видел. Потому смех Гоголя светлый, а после Щедрина хочется напиться рома с колой!

Комментарии


Есть еще несравненные "Господа Головлевы"


А там такая же жесть?


Книги разноплановые, но круто


Надо скачать. Немножко в себя приду после "Одного города" и скачаю. Спасибо.


А Салтыков-Щедрин писал басни? Помнится, это все же были сказки, тоже сатирические :)


Господи, да я его еще и с Крыловым перепутал. Вот уж точно, к стыду...


))) Я вот тоже вначале удивилась: что делают у Салтыкова-Щедрина Крыловские герой, но потом решила, что это такая аллегория)). Мол, кроме небольших басенок-сказок с моралью еще и ого, какой роман!)


Я хотел про двух генералов написать, а рука сама про мартышку и очки вывела!))


Какая у вас самостоятельная рука )))


рука-владыка


Рука - самостоятельная часть речи ))))
Да ничего удивительного же!) В литературе описаны подобные прецеденты (Нос, к примеру, Голова из "Руслана и Людмилы" прекрасно обходится без тулова, сразу все и не вспомню, но были, были случаи))
barbakan, не обижайтесь, никаких подколок в Ваш адрес, тема больно интересная)


Да, мне тоже сразу Нос припомнился )))
И у меня, между прочим, рука весьма самостоятельная часть речи ))) Все время лепит на бумаге (на экране компа) такое, что моСК не успевает ужасаться ))


Что вы, я не обижаюсь. Пусть рука делает, что ей хочется, только за нож и столовый топор не берется. У нас с ней общественный договор.


Не огорчайтесь, все иногда что-нибудь да путают :)
А сатира у Салтыкова-Щедрина потрясающая!


Вот сразу видно, что вы настоящий педагог! На ошибку намекнули, а не указали, а потом еще и поддержали. Спасибо.


Вам спасибо. Приятно читать рецензии на произведения любимых авторов. Да и вообще приятно, когда их читают :)


Это тот роман, где в самом начале в женщину костями кидают?


Точно-точно! Кажется, был там в начале такой адский сюжет.


Я это в 12 лет читала, сестре вслух, ей сдавать надо было экзамены, а читать было лениво. Моя детская психика была ранена)


Да уж, детей нужно ограждать от такой сатиры.


Это меня так поразило, что я впоследствии прочитала всего Салтыкова-Щедрина, по нему же и сдавала экзамены на третьем курсе, так, что что-то хорошее в этом несомненно есть)))

Хорошая у вас рецензия на хорошую книгу хорошего писателя. Вот так)


Спасибо большое. Вы очень добры.


Спасибо за рецензию, сижу и незнаю стоит ли мне её читать? Осилил ли я такою тяжёлую книгу?!


Знаете, читается текст очень легко. Это при том, что автор хотел стилизовать язык под летописный и древнерусский. Но вот от общей безысходности никуда не деться.


И всё таки я попробую... Надо поискать у нас эту книгу, спасибо :)


Вы смелая!


я Кристина,ко мне на ты :)
нет,просто любопытство берёт верх :)


Дорогая любопытная Кристина, тогда - приятного чтения!


Рецензия отличная, заслуживает плюса, без сомнений! Но как можно смешивать прекрасный ром с мерзкой колой? Эти напитки должны существовать отдельно. :)


А если добавить туда еще четвертинку лайма, лед и трубочку?


Эх, нет, не признаю я коктейли. Только чистые напитки, только хардкор. Но это дело личного вкуса каждого, конечно.


Чистота - залог здоровья!


«История одного города» – жутко устаревшая сатира



вот удивили((
независимо от того, что "на... Романовых"
это безлично


Я, может быть, не правильно выразился. Эту книгу можно рассматривать как сатиру на самодержавие, тогда она "жутко устаревшая". Просто потому, что самодержавие для нас потеряло актуальность. Если же рассматривать ее "безлично" как сатиру на власть вообще или на русскую власть вообще, то она, безусловно, актуальна.


самодержавие для нас потеряло актуальность

не смешите мои тапочки (с)


В смысле? Для вас не потеряло?


мдя, как говорится "если тебя могут понять неправильно, то тебя обязательно поймут неправильно".
я тут уже говорила в другой ветке, что просто люблю вслух сама с собой поговорить... так что не обращайте на меня внимания.


Простите, пожалуйста, что влез. И передайте мои извинения тапочкам.


проехали) тапочки не в обиде, смех продлевает жизнь, говорят;)))


Единственный недостаток книги, имхо то, что она скучная. А так это не устаревшая, и даже не сатира. "История одного города" считается антиутопией, да притом вневременной антиутопией.
А рецензию было интересно почитать, энивей.


Каким образом Пушкин умудрился услышать роман "Мертвые души"?
А за рецензию спасибо.


Гоголь начитал, вестимо.


"Мертвые души" были написаны уже после гибели Пушкина.


вы не допускаете мысли, что как раз написаны они могли быть при жизни Пушкина, а вот изданы уже позже?