Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2021 г. 23:44

1K

4 Зита и Гита по-древнеримски

Какая благодатная тема - близнецы или "двойники", похожие друг на друга, как две капли воды. Эта тема будет проработана в мировой литературе, но еще большего своего расцвета она добьется в кинематографе, особенно в индийском. Два, а то и три, как это будет в нашем фильме "Ширли-Мырли", неотличимых человека дают повод к целой череде комических положений, поэтому близнецы - один из ключевых приемов в классической комедии положений.

А началось всё с пьесы римского драматурга, жившего и творившего в вечном городе еще за 200 лет до нашей эры. Звали этого драматурга-комедиографа Тит Ма́кций Плавт. Хотя, я не был бы настолько категоричен, чтобы утверждать, что идея с близнецами принадлежит именно Плавту, уверен, что и до Плавта она уже во всю эксплуатировалась, просто комедия "Два Менехма" оказалась самой древней из всех "доживших" до нашего времени, в которых использовался этот прием.

Суть же пьесы в том, что есть два брата-близнеца, практически неотличимых друг от друга. Одного из них в детстве выкрали и он вырос среди чужих людей, другой же воспитан в родной семье, более того, после потери одного из сыновей, оставшемуся дается имя потерянного, которого отец очень любил. Этим объясняется, почему у братьев одинаковые имена.

Ну, а комедия начинается тогда, когда братья оказываются в одном городе. Это порождает цепочку комических положений, как и положено в комедии положений (прошу извинения за навязчивый каламбур). Всё это, безусловно, смешно, хотя и в достаточной степени наивно, но не будем слишком строги, все же пьеса - одна из представителей зари мировой комедии. Но главная фишка была Плавтом предложена римскому пиплу - действия и слова одного близнеца принимаются окружающими за действия и слова другого, а это порождает череду недоразумений - "пипл схавал"

Кстати, традиция европейской драматургии - выставлять в положительном свете расторопного слугу, на стороне которого оказываются симпатии зрителей, тоже была заложена еще римскими, если не греческими, авторами. По крайней мере, в пьесе "Два Менехма" на такую роль претендует раб одного из братьев, в конце концов устраняющий повод к недоразумениям, и открывающий братьям правду о них самих. За что сей мудрый и ревностный раб в финале пьесы был удостоен свободы.

А вот прихлебатель другого брата - парасит, или как по-нашему, по-русски - паразит, выставлен совсем в ином ключе, злым и глупым. И это понятно, основная масса зрителей-простолюдинов, под которых и писалось большинство пьес, симпатизировало рабам и презрительно относилось к параситам, Плавт просто чутко чувствовал настроения зрительской аудитории Рима.

1414