Больше рецензий

ivan2543

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2012 г. 23:27

139

2.5

Внимание! Рецензия содержит спойлеры!

Куда все подевалось?
Где достоверный психологизм «Игры Эндера»? Где философская глубина «Голоса Тех, Кого Нет»? Где эпический размах «Ксеноцида»?
«Тень Гегемона» - прямое продолжение «Тени Эндера», но только в сюжетном плане. Собственно, единственное, что радовало в предыдущем романе – это персонажи и их взаимоотношения. Сама-то история была уже вполне знакомой, но именно раскрытие новых граней характеров второстепенных персонажей придавало ее существованию смысл. В «Тени Гегемона» сюжет абсолютно свежий, относящийся к событиям на Земле уже после того, как ее покинул Эндер. Но этого недостаточно – потому что живых персонажей не видно. Как бы пытаясь оправдать нехватку психологии, Кард вводит в середине романа длинный и скучный диалог Боба и миссис Виггин о Питере и Эндере – но этот фрагмент настолько чужероден, что я так и не понял – зачем вообще он нужен в этой книге?
Что касается сюжета – с ним тоже не все в порядке. Вроде бы «Тень Гегемона» должна была бы стать политическим триллером, в духе «Ксеноцида», но закрутить интригу как следует у Карда не получается – прыжки Ахилла от одного союзника к другому подобны хорошо расставленным по кустам роялям. Острого противостояния не вышло – Ахилл вовсю рулит мировой политикой, а Боб просто-напросто прячется от него и думает, как спасти Петру. Причем именно Бобу уделяется гораздо больше внимания. В такой ситуации следовало бы показывать обоих противников в равной степени, или же ограничиться одним. Необходимого психологического напряжения не создается – Боб, как мы знаем, не слишком эмоционален, а Ахилла мало.
Многие сюжетные ходы очень сомнительны. Ахилл предает одну страну за другой – но еще жив и не в тюрьме. Может быть, Эндеру или Бобу подобное и сошло бы с рук, но у Ахилла не та репутация – удивительно, что ему доверились хотя бы русские спецслужбы. Кстати, Россию автор показал уже не такими монстрами, как в «Игре Эндера», но тоже довольно негативно – страной милитаристов с историческим комплексом неполноценности. Удивительно такое представления о «воинственных русских» в 2001 году, когда был написан роман – России, только выбравшейся из разрухи 90-х, было не до какой-либо политической и военной экспансии: как живуче на Западе пропагандистское представление о большом и страшном Советском Союзе. Вообще страны Востока выглядят подозрительно старомодно, как будто автор лет 20-30 не смотрел новостей и не читал газет. Так вот, возвращаясь к теме – как столько государственных лидеров доверили внешнюю политику своих стран маньяку, серийному убийце? Да еще и недоучке вдобавок (из Боевой школы Ахилла выгнали очень быстро). В реальности Ахилла убрали бы очень быстро – он буквально ходячий компромат на любого, с кем сотрудничает. Да его и вербовать бы не стали, из-за его психической неустойчивости.
Может быть, я злобный мизантроп, но побег Вирломи – одна из самых сомнительных деталей книги. На все отряды индийской армии не нашлось ни одного стукача? Никого, кто сдал бы ее офицерам и военной полиции? Индусы – сплошь мистически настроенные идеалисты, для которых кавайная девочка-вундеркинд намного авторитетнее командования и правительства? Все, АБСОЛЮТНО все? «Добродушные дикари»-индусы – это из той же серии, как и «воинственные русские». Стереотипы, стереотипы… Или авторская вера в людей слишком сильна?
И откуда такое зашкаливающее количество вундеркиндов? Ведь Эндер был исключением, специальной программой, как и весь его курс – насколько я понимаю, их учили ускоренно, а обычно выпускники покидают Командную школу уже взрослыми. Я понимаю, что Эндер создал моду, но в «Тени Гегемона» куда ни плюнь – везде ученики Боевой школы.
Да, фантастики в книге катастрофически мало – конечно, все события вымышлены и происходят в относительно далеком будущем – вот только будущее это слабо отличается от Земли 80-90 гг. То есть где-то даже есть космический флот – упоминается иногда. И все. В погоне за достоверностью автор забыл, что пишет о будущем, когда полеты к дальним звездам стали реальностью. Все те же политические силы, все то же оружие, все те же тактики и стратегии. Реалистично, но скучно.
Язык перевода хромает на обе ноги. Порою совершенно неожиданно вылезают неуместные в речи «от автора» разговорные инверсии; в других местах встречаются бессмысленные нагромождения канцелярита. К сожалению, это не единственный и не главный недостаток книги.
Достоинства книги:
неплохо смоделирован (правда, на основе устаревших даже на момент публикации романа сведений) гипотетический политический кризис в близком будущем.
Недостатки:
отсутствие полноценного раскрытия характеров персонажей, характерного для предыдущих книг Карда эмоционального накала;
мотивации и логика персонажей принесены в жертву сюжету;
вялая средняя часть повествования;
герои много философствуют, но в самом романе центральной философской идеи нет.
Итог: похоже, что серия книг об Эндере и его соратниках выродилась в чисто коммерческий продукт. «Игра Эндера» была наивным, но добротным фантастическим боевиком с элементами «романа взросления». Эта книга была неуклюжей, но интуитивно автору удалось сделать ее живой, настоящей. «Голос Тех, Кого Нет» и «Ксеноцид» - настоящая эпопея, философский и социальный роман, политический триллер и семейная сага – по размаху и широте поднятых проблем эти книги сравнимы с «Войной и миром» Толстого. Жаль, что роман «Дети Разума» получился куда ниже уровнем – словно автор не знал, как все это закончить, или ему было лень дописывать. «Тенью Эндера», похоже, автор прощупал почву – и, убедившись, что сага еще интересует читателя, решил выпустить целую серию спин-оффов. Но, похоже, вселенная Эндера исчерпала себя еще на «Ксеноциде»: «Дети Разума» стали лишь затянутым эпилогом к этому роману, а «Тень Эндера» - римейком «Игры». Посмотрим, что будет дальше, но пока есть ощущение, что главная цель автора – заработать на фанатах вселенной, или доказать зачем-то себе, что из этой темы еще можно что-то выжать.

Комментарии


Спасибо за то, что упомянули "хорошие" книги серии. Восприняла как рекомендацию)


Пожалуйста, рад, что помог сориентироваться в творчестве Карда)