Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2012 г. 20:06

129

5

Вы можете не любить поэзию и литературу начала XX века, но не знать Блока, Есенина, Горького и других отцов «серебряного века» просто не получится. Это целый пласт истории, не только России, но и всего мира литературы.
Это книга-взгляд, книга-наблюдение, книга-воспоминание. Она не о литературе, как таковой, она о людях «эпохи перемен», об определенном взгляде на безумно сложный период времени через мысли, творчество и судьбы творцов культуры. Как таковое их творчество явилось чем-то вроде агонии перед страшной пропастью в развитии культуры и искусства в России. Бурный всплеск, а потом только мимолетные вспышки среди темного однообразного неба. Не зря этот период, малюсенький отрезок жизни в пучине мировой истории литературы, окрестили «серебряным веком», этот период всплеском, ярким пятном оставил свой след перед тем вандализмом, безжалостным уничтожением культуры и наследия, накопленного в течение предыдущих 19-ти веков.
Эта книга написана современником многих поэтов, литераторов, людей близких к кругу «серебряного» искусства, многих Ходасевич знал лично, со многими даже очень тесно был дружен, поэтому так и интересны эти наблюдения. Они очень личные, иногда спорные. Благодаря таким вот частным документальным очеркам, очень образно представляется жизнь того времени, мысли, ожидания. Если у простого человека чувства и эмоции они бывают не так ярки, то у людей искусства они сильно выражены, оголены до предела, иногда сознательно утрированы до огромного размера, их жизнь балансирование на грани, причем осознано.
Именно из-за напряженного ожидания, повисшего в воздухе, грядущих перемен, а потом, в большинстве своем, неоправданности этих ожиданий, с приходом советской власти, гонений на инакомыслящих, несовпадение образов и взглядов на жизнь народа, пути России, искусство породило новые жанры и направления: символизм, декадентство и тому подобное. Мрачность и безысходность своего положения, выплеск чувств и эмоций, безнадежность бытия, приводило поэтов и писателей либо к всемирной известности, либо в никуда, погребенных в своих переживаниях и метаниях. Но всегда, или почти всегда, все кончалось не очень радужно. Конец всегда трагичен, а у поэтов еще и трагичный конец. Некоторые покончили с собой, некоторые не успели.

Скупые рыцари символизма умирали от духовного голода – на мешках накопленных «переживаний».


Горький в домашнем халате, метания Есенина или трагическая жизнь и любовь Андрея Белого – это только малая часть того, что открывается нам на страницах «Некрополя», Ходасевич знал о ком писать, о чем писать, а о чем лучше промолчать. Его взгляд на жизнь и творчество субъективный, иногда идущий вразрез с общепринятыми знаниями и ожиданиями, но очень интересный, потому как мы, простые обыватели, можем судить о поэте и писателе только по его творчеству, и то, как его понимаем мы сами для себя. Сторонний взгляд иногда может перевернуть систему знаний.
Книга интересная и познавательная, тем, кто интересуется эпохой и творчеством «серебряного века» придется по вкусу. Вывод напрашивается сам за себя – стоит читать, даже просто для того, чтобы знать.

Книга прочитана в рамках мини-флешмоба Дайте две Light version.