Больше рецензий

30 марта 2021 г. 21:38

933

4 ...трёхсотлетний русский (деревянный) человек

«Считать древних предков идиотами — худшее, что бывает с разумным человеком»

⠀Давно я не читал такого хорошего русского романа с продуманным религиозно-культурологическим контекстом, где современность соединилась с давно минувшим так своеобразно и заманчиво. История, происходящая в дне сегодняшнем, местами охватывает три предыдущих столетия, и уходит корнями в 1722 год, когда по постановлению Священного Синода было запрещено "иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные", "от неискусных или злокозненных иконников выдуманные".

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«ЧЕЛОВЕК ИЗ КРАСНОГО ДЕРЕВА» писателя Андрея Рубанова (Редакция Елены Шубиной, 2021) знакомит с Антипом Ильиным, деревянных дел мастером, столяром-каснодеревщиком, который достиг вершин мастерства. Живёт он на особицу в небольшом посёлке, ни детей, ни жены у него никогда не было, работает на частной мебельной фабрике, принимающей заказы на очень дорогую мебель ручной работы. Неожиданная смерть местной знаменитости, профессора-искусствоведа, вернувшегося из столицы на покой в родные места, раскручивает маховик непредсказуемых событий. Кто-то залез к профессору и украл древний артефакт — голову когда-то отрубленной от деревянной статуи святой Параскевы Пятницы, которая в древности вообще была древнеславянской богиней Мокошью.

⠀История ведётся от лица Антипа, который уже вначале признаётся читателю в своей вине, детектива тут не получилось, но почему и зачем он украл голову истукана, позже почитавшейся православными в храме как икона святой? Перед нами раскрывается многовековая история изгнанных из храмов деревянных изваяний, которые Пнеумой (в романе "Невма", с греч. "дух святой") обрели способность жить. Их тайны, способы выживания, умения и знания, мировоззрение, своеобразная корпоративная этика и взаимоподдержка. Роман становится как личной историей Антипа, который флэшбеками вспоминает своё оживление и вехи жизни, так и историей других оживших деревянных трёхмерных икон, превращаясь в увлекательный драматичный роман, развивающийся в современных реалиях.

«Пока истукан живёт для других, пока он исполняет долг, — его хранит Невма, но когда он начинает грести под себя, подличать, — он лишается защиты»


⠀Наряду с обрядами и мистикой, показана история очеловечивания героя. Этот процесс происходит двояко. С одной стороны, пробуждается любовь к дочери умершего профессора (пусть она практически невозможна между телесной женщиной и деревянным мужчиной), а по ходу сюжета возникают и отеческие чувства по отношению к новоявленной дочери-подростку. С другой стороны, человечность проявляется с отрицательной стороны — через ожесточения, жажду отмщения, озлобление героя... Его мирная трёхсотлетняя жизнь скитаний и упорного труда на благо другим разрушается после кражи головы древней языческой богини, и это своеобразная история "преступления и наказания" высвечивает поднятые в романе этические проблемы, поднимая их до уровня Творца и творения, богов и адептов веры, творчества-созидания и разрушения.

⠀Для меня это была довольно увлекательная история на грани фантастики и жестокой реальности, полная аллюзий на другие произведения (автор сам их в тексте называет), мифологем и философских концепций. Особенно запомнилось деление мира на три реальности, входящих друг в друга, — "инфрафизика" из знаменитой «Розы Мира» Даниила Андреева, а также концепция единого исторического поля, соединяющего языческое время с православным прошлым наших предков и современностью, также мысли о времени/Хроносе в романе занимательны.

«Все художники безжалостны, любой творческий человек тяготеет к насилию. Когда Бог создал мир — это был акт насилия над Хаосом. Ты не боишься насилия, ты с ним сожительствуешь, ты привык»


Я не со всем согласен в романе, но это точно та история, которую хочу порекомендовать, тот написанный хорошим русским языком современный роман, который интресно почитать и над которым не грех подумать.