Больше рецензий

ViachKon

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2021 г. 11:08

200

3 ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ДИЕТИЧНОСТЬ

Первая мировая война влечет к себе некой тайной. В ней есть что-то такое, что не поддается абсолютному отвержению. И если Вторая мировая война навсегда останется в памяти человечества как чудовищное горе, как лагеря смерти, как разрушенные, горящие в огне бомбардировок города, то Первая не поддается полной аннигиляции. Она скрыто присутствует где-то в глубинах нашей европейской памяти, но затемнена последующим кошмаром и потому выглядит как будто более благородной, более человечной.

Эта небольшая по объему книга повествует про группу молодых людей - французов, которые отправляются на фронт Первой мировой. Большая часть из них гибнут. Выживают лишь двое. Главный герой, которому весьма "удачно" отрывает руку острый осколок прилетевшего в окоп снаряда (который, к слову, разорвал в клочья одной из друзей главного героя). А еще один из его друзей, ослепший от газа с запахом гвоздики. Одного разорвало бомбой. Другой был расстрелян за дезертирство (которое он и не совершал). Самолет третьего разбился о землю. Двое выживших пытаются чем-то занять себя после войны: играют в карты, гуляют, пытаются работать, но в конечном счете все, что они делают, куда более призрачно, чем их юная сила, предшествовавшая войне. Впрочем, главного героя можно считать счастливчиком. Он потерял руку на войне, вернулся, его устроили на необременительную оплачиваемую должность в правлении обувной фабрики. Девушка, которую он любил, теперь с ним (правда, соперник погиб, разбившись в самолете). Жизнь продолжается.

В целом…у меня смешанные чувства. Дело даже не в языке и даже не в скупости событий и описаний. Я постараюсь кратко пояснить, что же именно смущает меня в данной книге.

С одной стороны, автор весьма отстранен от происходящего. Главный герой будто бы просто фиксирует глазами происходящее. Автор констатирует смерть, мрак, мерзость, любовь но не дает почувствовать их. Слова остаются лишь словами, просто информацией, скрытой в значках на бумаге. Такая позиция уместна, но в этом случае, если сердце главного героя молчит, автору необходимо самому осмыслять происходящее, делать обобщение, наливать повествование кровью собственной трепещущей мысли. Однако и этого мы тоже не находим. Такая диетичность повествования может даже прийтись по вкусу, как припущенная индейка. Но подобного рода литературу нельзя поглощать постоянно, иначе рискуешь и вовсе утратить всякий вкус. В блюдо, пусть даже и сделанное на пару, необходимо добавлять специи: розмарин, тимьян, перец. Его хорошо бы подавать со свежими овощами или ,скажем, помидорами, сделанными на гриле. Так проявляется любовь к себе и забота о красоте. И автор, который любит свой текст, не должен избегать сделать его более сочным, вкусным и изысканным.

С другой стороны, сказав о пресности повествования, нельзя не отметить и того факта, что автор вплетает в повествование крохотные эпизоды, которые делают повествование...очаровательным. Несмотря на всю пресность, которая, как Вы понимаете, никуда не делась. В качестве примера мне сразу вспоминается эпизод, описывающий утро Бланш. Бланш – это возлюбленная главного героя и его, как я понял, старшего брата-Шарля, разбившегося в самолете. Я не смогу воспроизвести авторское описание, да это и не нужно, но когда я вспоминаю эту сцену, мне видится ясное утро, солнечные лучи проникают сквозь чуть припыленные стекла, сквозь узорчатые занавески и светлым, мраморным пятном ложатся на деревянный пол цвета вареной сгущёнки. Эмалевые ручки; белая маслянистая краска на деревянной раме; увядшие сиреневые цветы на толстом подоконнике; чуть розоватые, отливающие голубизной ноги юной девушки, которая только-только проснулась. Ее сон столь свеж, что почти осязаем. Он лежит мягким светом на всех предметах и делает утро как будто еще более светлым.

Это не единственная сцена, запавшая мне в память. И читая книгу, Вы не сможете найти ее в том описании, которое я дал. Это то, как я представляю первые два-три абзаца второй главы. Не более того. Но тот факт, что в моей голове образ расцветает, что он дает пищу воображению и продолжает жить в моей памяти – это верный признак очарования самого замысла, который автор вкладывает в слова.

Каков мой совет? Повторюсь, я люблю книги о Первой мировой войне и потерянном поколении. И тем, кто, как и я, уже знаком с классиками данного жанра («Стальные грозы» Э. Юнгера, «На западном фронте без перемен» Э.Ремарка, «Жиль» П. Ля-Рошеля, «Огонь» А. Барбюс и т.д.) я совершенно точно советую ознакомиться и с данной работой. Тем же, кто хочет лишь познакомиться с данной темой, я советую отложить ее в сторону. Возьмите лучше что-нибудь из того, что я перечислил в скобках чуть выше.