Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2021 г. 13:55

3K

2.5

На протяжении двух глав нам говорится, как страшно стало, потому что в лесу появились волки. Потом дети идут домой и таки видят волков – те проходят мимо, ничего не происходит, просто проходной эпизод. Но он очень характерен для толстой книги в двух частях про две берёзы: сюжета в ней почти нет. Просто феноменально. В начале второй части Зина Косина просит героиню Дашу оставить в покое мальчика, который ей нравится. После этого разговора тема напрочь пропадает из книги, вместе с самой Зиной. Затем герой Лёшка начинает на переменах пропадать в другом классе, видимо, ухаживая за новой девочкой Валей. Глава называется «Измена!». Но мы никогда не узнаем, что там происходило: как к этому отнеслась сама Валя, её подружки или одноклассники – вообще ничего не узнаем, Лёшка туда ходил, затем перестал: всё. Любопытство читателей не приветствуется.

Будь готов, о читатель, что повесть являет собой редко прерываемый поток рассуждений 12-13-летней Даши Плетнёвой обо всём, что творится вокруг – и она вполне может стать Самой Интровертной Книгой Года. Другие персонажи (включая лучшую подругу) являются только отражениями на поверхности сознания Даши, они могут исчезать, затем появляться и производить другое впечатление, а то и не производить никакого. Даша так занята своей внутренней жизнью, что может не заметить, зачитавшись, что все в доме уже легли спать (видимо, не пожелав ей спокойной ночи, так как знали, что не услышит).

Да, незначительная динамика в книге есть: совершаются некоторые открытия, появляются новые эмоции и мысли, в жизни Даши появляются песни и стихи, но – не люди. Единственные персонажи, обладающие жизненностью, - это хозяйка дома тётя Еня, большая удача автора, и одноклассник Лёша Никонов, объект интереса Даши, с которым она почти не общается. Быстро становится понятно, что ни о какой влюблённости речи нет: Лёша за счёт своей гиперактивности сумел «достать» девочку, спровоцировать её на достаточное количество реакций, чтобы, когда его интерес понизился, она испытала абстиненцию.

Некоторые авторы умеют писать о подростках аутентично, но не Поликарпова: мысли её героини явно принадлежат более взрослому человеку, обладающему большим вокабуляром и ассоциативными способностями. Затем они переходят к выводу или поступку, соответствующему шестикласснице того времени.

Книга явно не для современных детей (большой объём, отсутствие сюжета, внимательность к деталям, подробные описания реалий, ушедших в прошлое). Подозреваю, что она понравится только тем, кто чем-то схож с героиней и не против погружаться в длинные описания.

Комментарии


Ну ну, во внутреннем мире персонажа в 10 происходит становление от маленькой девочки до почти что женщины, через призму ее восприятия вся социалка тогдашняя проходит, там столько нюансов, котоыре эту социалку передают. Ну не всем же художественным произведениям иметь структуру внешней движухи, как у Дюма. Есть, вообще-то жанр, "повсденевность". А тут еще все на детской псхиологии завязано. Ну и зачем ставить низкую оценку. Книга великолепным языком написана и поднимает много пластов в казалось бы простых ситуация. Или признать, что "попой" читал. Или просто признать - это не мое...


Согласен. Но не уверен, что я всем прочитанным книгам должен выставлять "необидные" оценки просто потому, что кто-то их написал. Наши оценки изначально субъективны. И как мне тогда отличить "хорошую" подростковую прозу от "плохой"? И потом, если не развивать сюжетные линии, то зачем их намечать? Эта книга вроде как про влюблённость, но влюблённость в ней почти что и не присутствует. Наверное, всё же так не должно быть.