Больше рецензий

11 октября 2012 г. 21:58

135

4

думаю, никто не будет спорить, что именно стремление к экспериментам выгодно отличает дивова от остальных русскоязычных литераторов. в его ассортименте имеются:

Дальше...


  1. психотронно-мистический боевик


  2. производственный роман


  3. юмористический рассказ


  4. фэнтези (или по крайней мере, её типичные элементы)


  5. космическая опера


  6. подростковая фантастика (как раньше писали в аннотациях - для среднего и старшего школьного возраста)


  7. антиутопия


  8. и даже вампиры есть (!)


  9. фантастика более-менее по канону


  10. пародия переводных боевиков


  11. историческая проза


  12. мемуары


  13. постапокалиптическое




и это я навскидку перечисляю, руководствуясь лишь собственным ограниченным знанием теории литературы, как науки.

новая книга дивова - снова эксперимент. как любое новшество, она может быть воспринято с меньшим энтузиазмом, чем привычная фантастика от дивова.

тематика этого романа далека от меня. не интересуюсь политикой, не живу в россии, новостное телевидение мне сиренево. и несмотря на всё читала с интересом и сопереживанием. а дочитав, пару часов занималась тем, что примеряла похожие сценарии на казахстан. выходило не очень радостно.

не радостно, потому что за всей динамикой и выездным цирком съемочной команды стоит история войны. тут, мягко говоря, неважно, кто против кого зачем воевал, когда дело доходит до последствий.

мне кажется, олег игоревич хотел поднять эту тему, но без свойственного большинству “военных ” произведений пафоса и надрыва. у него получилось.

“консультант по дурацким вопросам” - это одновременно произведение о безрадостных последствиях войны, и разудалый производственный роман о том, как москвичи кино в горах снимали.

сложный нынче читатель стал. его надо и развлечь-рассмешить, и заставить задуматься одновременно. пережмешь с первым - обвинят в легкомыслии. перельешь второго - заклеймят депрессивным и “ниасилят”.
вдобавок к этому надо ещё и пару реверансов выдать по поводу эрудиции оного читателя - расставить отсылки к культурному наследию, чтобы был повод погордиться собственной наблюдательностью.

и мне всё чаще приходит в голову, что из-за подобных ожиданий у писателей с каждой написанной книгой остаётся всё меньше пространства для экспериментов. к дебютам не предъявляют никаких ожиданий. а вот когда выходит книга самого вставьте-нужную-фамилию, тут ожидания до небес, и стоит автору отойти от проверенного рецепта, подымается вой опять же до небес.

и когда я вижу авторов, которые с каждой книгой ищут что-то новое, то тихо восхищаюсь и заношу их в список “у этих прочитать ВСЁ”.
олег игоревич дивов давно и прочно обосновался в лидерах этого списка.

irrational notes

Комментарии


Собственно, ППКС, причём во всех отношениях, не только по части творчества дражайшего Дивова. Только сегодня в своём кругу разговаривали о том, что раньше у читателя к писателю кредит доверия был больше, и уж не после первых десяти страниц читатель решал, имеет ли смысл книгу дочитывать — "разбег" мог быть и неспешным... А теперь в первые пятнадцать минут не заинтересовал — считай, не продал :((


спасибо за ппкс 8)

сейчас и конкуренция высокая, и читатели изменились. пресловутое изменение в способности фокусироваться, неспособность воспринимать большие куски текста за раз.