Больше рецензий

26 марта 2021 г. 15:08

613

3.5 "Радость из гнева себе изготовлю!"

Скандинавские мифы - весьма модный источник вдохновения для европейской массовой культуры, однако в чистом виде они почему-то значительно менее популярны, чем, например, греческие. Предположу после прочтения этой книги - это потому, что они весьма кровавы и своеобразны. Эти истории живут логикой викингов, с какого-то момента начинающейся замешиваться с христианством, они воинственны, мстительны и весьма жестоки, но всё же обладают своим очарованием.

Я вполне считаю нормальным брать для базового знакомства с мифологией подобного рода "обзорные" книжки. Разумеется, при желании разобраться всерьёз потом имеет смысл углубиться в оригиналы, первоисточники; но для начала, чтобы сложить в голове общую картинку и не плавать в именах и знаковых событиях - почему бы нет? Тут мы переходим к тому, что книга подойдет только таким, как я - кто не знает скандинавские мифы от слова совсем и хочет ознакомиться с ними хоть в общем виде.

Один из самых интересных выводов, сделанных после знакомства - скандинавская мифология обладает какой-то очень своей, но при этом очень стройной логикой. То, что боги в ней смертны, и даже само древо Игдрассиль (читай: сам мир) смертно, делает всю систему их мироустройства какой-то особенно складной. И даже то, что к Рагнарёку последовательно ведет бесчестие богов, лгущих и нарушающих клятвы. Один вообще изрядно работает на самосбываемость пророчества о гибели мира.

Это явно из-за очень рваных и перепутанных источников, но также скандинавские мифы имеют одно очень странное, не сразу улавливаемое свойство: они словно существуют сразу целиком, вне причинно-следственных связей. Например, сыновья Фенрира чисто физически не могли появиться раньше всего мира, но от его начала они охотятся на солнце и луну - и таких мелких странностей можно наловить немало, если задаться целью. И это, пожалуй, одна из самых любопытных особенностей.

А вот подзаголовку про "Игру престолов" и Толкина верить не рекомендую. По ним автор буквально приводит пару любопытных фактиков. Вообще анализ влияния скандинавов на современную массовую культуру был бы очень любопытен и совершенно неохватен - потому, видимо, его тут и нет даже близко. Помимо, собственно, Толкина и Мартина автор приводит буквально пару (крайне малоизвестных) примеров и очень вскользь. Я бы даже не сказал, что эти примеры самые интересные в плане того, как обыгрывают мифические сюжеты.

Также напрягает огромнейшее количество перекрёстных ссылок. Понимаю, что совсем их не избежать, но то, что автор постоянно ссылается на "а об этом мы поговорим когда-нибудь позже", сбивает. Если собрать эти ссылки в одну кучу - займут они страницы две. Вообще я бы поменял местами рассказы о героях и богах - по книге получается, что мы начинаем с истории богов, потом переходим к минимально с ними связанным героям (Один изредка что-то вставит и всё), а потом снова возвращаемся к богам и узнаём в подробностях про Рагнарёк. Повествование выходит странно разорванным.

Издание качества замечательного, тут спору нет. Бумага использована отличная, очень много иллюстраций, даже ляссе присутствует. Однако есть одно "но": книга формата менее чем А5 и составляет 200 с небольшим страниц. Кстати, из этих 200+ страниц несколько в конце - листы для заметок, что меня приводит в ступор. Локи, нахрена? (с) Томик кажется довольно плотным и увесистым, но это просто из-за толстой бумаги. Хотя текста, кстати, в среднем на странице много... что хорошо, но за шрифт мои глаза "спасибо" не сказали. И вот на самом деле это основное, почему я не стал бы книгу советовать - стоимость её колеблется от 600 до 1000 рублей. Для мини-обзора полукарманного формата такая цена выглядит ну очень завышенной.

В общем, вещь не бесспорная, но это вполне неплохое обзорное путешествие по верхам скандинавской мифологии. Если вам интересно про оную в современной культуре, то тут ловить нечего. Но если интересен сам первоисточник и пока по нему нет особых знаний - вполне вариант для старта.