Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 марта 2021 г. 15:03

483

3.5 Мистическое прошлое, загадочное настоящее и далёкое будущее на страницах одной книги...

Не складывается у меня с творчеством Брэдбери, но я всё пытаюсь и пытаюсь дать ему шанс.
В сборнике две повести, от которых у меня сложилось диаметрально противоположное впечатление.
"Где-то играет оркестр"
История о том, как писатель Джеймс Кардифф приезжает в городок Саммертон из штата Аризона. Это очень загадочное место — в нём нет клиник, похоронных контор, врачей, а на кладбище на могильных плитах отсутствуют даты смерти у захоронений. Почему здесь всё так идеально: жители не устают, не болеют и даже не умирают? Какие тайны скрывают местные обитатели? Как отреагирует на правду Джеймс, и захочет ли забыть прошлое и остаться в Саммертоне?

«Одно потеряешь, другое найдешь, – размышлял он. – Что-то покинешь, к чему-то придешь».

"Левиафан-99"
29-летний Измаил Ханникат Джонс, родившийся в далёком будущем в рейсе на Марс. Действие происходит в 2099 году, главный герой собирается присоединиться к самому большому космическому кораблю "Сетус-семь", чтобы исследовать особенности вселенной. Но почему корабль отклоняется от курса и следует за далёким и загадочным "Левиафаном". Что это за комета, и почему капитан так одержим ей?

— Сэр,— несмело произнес Рэдли,— это же просто комета.
— Нет! — проорал капитан.— Не просто комета. Это бледная невеста с развевающейся фатой возвращается на брачное ложе к своему исчезнувшему, не познавшему ее жениху. Разве она не чудо, ребята? Священный ужас для глаз наших.

Впечатления
Читается быстро, но в тексте очень специфический язык для меня, либо это вина перевода, не знаю. Он какой-то не очень плавный, фразы скачут из одной в другую. Только привыкаешь к простым предложениям, коротким диалогам и к отсутствию деталей, как на тебя выливается длинный поток. Хотелось чего-то более целостного, нежели смена стилей.
Из двух произведений больше понравилось скорее первое, но лишь потому, что космос меня не особо привлекает. Цепляли лиричные и бытовые описания, а вот философские и религиозные — нет.
"Где-то играет оркестр"
В повести восхитительная мистика, атмосфера таинственного городка со своими странностями. Частные дома, фургончики, лавки, кладбище...Понравились описания, символичные сны, интрига сохраняется до конца.
То, кем оказываются жители Саммертона — удивляет и завораживает. Интересны отсылки к прошлому, роль книг, темы времени, памяти и странничества.
Но главный герой Джеймс оказался очень плоским, мы не узнаём о его прошлом, не раскрываются его мотивы и истинные цели. Происходящее с Маккойем шокирует и заставляет задуматься о том, что же реально, а что нет. Финал неоднозначный, с намёком, и это скорее плюс.

Он шагнул вперед и толкнул дверцу, почти не сомневаясь, что бабушка уже хлопочет внутри, в этих дебрях изобилия, где висят бананы в леопардовых пятнышках, а под барханами сахарной пудры скрываются пончики. Где, уложенные в ведра, поблескивают боками яблоки, а персики похваляются теплым летним румянцем. Где, ряд за рядом, полка за полкой, возносятся к вечно сумрачному потолку приправы и специи.
Его голос стал нараспев читать этикетки на баночках и мешочках – ни дать ни взять имена индийских князей и арабских кочевников.
Кардамон, анис, имбирь – чего только там не было. Кайенский перец, карри. А вдобавок еще корица, и паприка, и тимьян, и чистотел.

"Левиафан-99"
Не люблю жанр космической фантастики в целом, а тут ещё и тема веры. В этой повести, в отличие от предыдущей, описания были очень скучными и тягомотными. Всему виной чрезмерная религиозность некоторых героев и упоминания библейских образов. Персонажи больше раскрыты, между ними зарождается понимание, дружба. Изюминка произведения — разные члены экипажа и их особенности. От паучьего облика Квена мурашки по коже бегали. Плюс к этому, на космическом корабле есть свои жутковатые детали. Понравилось, как была описана сама комета "Левиафан" и её свойства. Чем-то схоже с живым организмом у Станислава Лема. Отсылка к "Моби Дику" интересная, но вот капитан получился гиперболизированным, его реплики граничат между философией и безумием, а религиозность и следование одной чёткой цели усиливают сумасшествие.

Очень длинная цитата
— Что? Ничего? Все тихо, сгинуло, прошло? Это конец? Нет больше погони, странствий, цели? Вот что ужасает меня сильнее всего: нет больше цели! А зачем тогда нужен капитан? Какой от него прок, если время и случай сровняли все преграды с землей до унылой, плоской, бескрайней равнины, до одного долгого, по-зимнему холодного дня, не скрашенного ни чаем, ни простым хлебом? Господи Иисусе, думы о бессмысленных днях, которые не знают конца или оканчиваются разбродом; засохший спитой чай на дне чашки, по которому не нагадаешь убийств и крови, а значит, и жизни,— вот что для меня невыносимо. Шорох перелистываемой книжной страницы способен переломить мне хребет. Одна пылинка, горящая на залитом солнцем камине, способна расплавить мою душу. Но эти простые вещи нынче обитают во владениях слишком чистых, слишком укромных или покоятся на мягких ложах и улыбаются бессмысленными улыбками слабоумных! Не смотри в их сторону. Такой мир, словно давильный пресс, сокрушит твою душу. И все же... Заклинаю, почувствуй... как в этот миг сама Вселенная наполняет меня тихой радостью. Невидимый мною, один огонек погас, но уже зарождается другой, набирая силу. Это полночь моего сердца, но подкидыш-солнце спешит напомнить, что где-то в миллионе световых лет отсюда, невзирая на родниковый утренний холод, с кровати вскакивает мальчонка, потому что сегодня приезжает цирк, а с ним ученые звери, разноцветные флаги, яркие огни. Готов ли я лишить его этого права, этой радости — вскочить с кровати и побежать навстречу празднику? Готов, да, готов! Ан нет, Богом клянусь, конечно нет. У меня разрывается сердце, когда я думаю, что его ждет немощная старость; готов ли я сказать ему об этом, предупредить, чтобы он не переворачивал эту страницу и не вступал в жизнь? Да, готов! Ибо жизнь наша есть грех, преступление против самой себя! Ан нет, я бы придержал язык и не стал удерживать этого мальчонку. Беги, малыш, сказал бы я ему в том далеком мире. Взведи пружину дня, запусти радость на полную катушку. О, познай восторг. А на меня не оглядывайся. Мне жить в ночи.
свернуть

Сюжет развивается предсказуемо, но в целом в тексте неплохо нагнетаются события. Финал яркий в прямом смысле этого слова.
Итог
В целом интересно, понравилось, увлекает атмосферой, отвлекает от реальности, но на один раз. Если вы не фанат описаний природы, меланхоличных настроений, как в "Вино из одуванчиков", стоит обратить внимание на эту книгу. Сборник могу посоветовать и тем, кто начинает знакомиться с Брэдбери, и поклонникам его творчества.