Больше рецензий

smereka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 октября 2012 г. 18:49

1K

5

Я писала об Арто в то время, когда рядом со мной был Генри… Выходила навстречу Хьюго, ощущая на губах горечь поцелуев Арто… а к Арто, так же, как и к Альенди, приходила наполненная белой кровью Генри… Я начала сознавать, что это своего рода месть мужчинам — завоевывать их и бросать А.Нин


Она была знакома со многими своими великими современниками: музыкантами Казальсом и Падеревским, писателями Генри Миллером, Гором Видалом, Антоненом Арто, Луи Арагоном, Андре Бретоном, Полем Элюаром, Пабло Нерудой и Альфредом Перле, с видным учеными психиатром Альенди и психологом профессором Отто Ранком, знала Сальвадора Дали, Клиффорда Одетса, Луиса Бунюэля, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, и Макса Эрнста... многих, многих других, чьи портреты Анаис Нин оставила в своем знаменитом дневнике и в художественной прозе.
Здесь приоткрывается завеса тайны над ролью "музы" Миллера - Джун, над удивительной дружбой Джун и Анаис, для осознания которой и понимания, что "это не лесбийство", а просто женская дружба, Анаис, окружённой всегда мужчинами, пришлось пройти ряд психоаналитиков и их курсов. Здесь раскрываются ответы на многие вопросы.
К этой женщине меня привёл Генри Миллер, и, похоже, он сам в жизни Анаис Нин в начале 30-х годов 20 века занимал главенствующее место: о ком бы не писала Нин в этот период, с кем бы у неё не случились "романчик" или связь (а это случалось непостижимо часто), "Генри" всегда присутствовал в её сознании, всех она сравнивала с "Генри", их духовной и физической связи ничто не было помехой.
Анаис Нин оставила бесценные свидетельства силы и слабости людей, для многих являющимися абстракциями, носителями идей и творцами, очеловечив их, приблизив, но не унизив даже в самых, казалось бы, щекотливых и откровенных сценах. После прочтения дневника, во многих её рассказах (чаще - скорее, порнографических), под чужими именами и в вымышленных антуражах, угадываются образы её самой и её известных возлюбленных, но каждого, даже сравнивая, она преподносит только в выигрышной позиции, с большой теплотой и добротой.

Я не могла бы быть матерью ещё для одного человеческого существа

напишет она в 1933 году.
Приступая к чтению "Дневников", я не многого ожидала от сквозьжизненных записей "куртизанки", а погрузилась в размышления, анализ, философию меценатки по сути и меценатки духа, человека большого сердца по отношению к окружению, женщины не очень счастливой, сильной и думающей, гораздо более интересной и глубокой в своих дневниках, чем в рассказах. Но рассказы - завуалированное продолжение "дневника", даже "неочищенного".
Спасибо, Анаис, за оставленные записи. Они вместе с произведениями упомянутых в них творцов расширяют представления о бесконечном многообразии способов существования в этом мире, представлений о нём и образов мышления. Они вдохновляют на более близкое знакомство со многими описанными людьми.

Комментарии


Терра инкогнита... Как часто ловишь себя на понимании, как мало ещё читал и как мало знаешь или помнишь имён и судеб... Хорошая рецензия, зацепистая!


Эта женщина цепляет с момента прочтения её биографии, ещё более - фотогалереей; усечённость и и временная ограниченность русскоязычных выдержек заставляет сожалеть о давно заброшеном чтении на английском)
В биографиях правильно пишут о мистической её притягательности. И это - заочно.
Здесь вопрос не в одобрении-отрицании её, а в самом явлении - Анаис Нин.


Да, я так и понял из контекста, что он сама по себе — явление


Не мешает ли вам потом воспринимать того или иного автора неожиданно выясненные страницы его сексуальной жизни?


напротив, помогают; не открою америк, что это - едва ли не самая важная, "психоопределяющая" сторона человеческой жизни, и не зная её, невозможно понять автора, лишь строя догадки;
мне неинтересны "истории" (романы и саги); мне интересно не что автор (рас)сказал, а что хотел сказать в контексте его жизни и личности;
нет напряжённей и захватывающей "истории", чем история человеческой жизни, в т.ч., преломлённая через творчество


Была такая советская шутка:
- А вы знали, что Чайковский был "голубым"?
- Да, но мы любим его не только за это.

Я к тому, что частенько при чтении книги (да и вообще при ознакомлении с каким-либо произведением) у иного товарища появляется соблазн списать всё на личные черты автора. Так, обычно превратно излагаются "народнические" воззрения Достоевского в "Карамазовых" и "Бесах", или толстовство в "Анне Карениной". Появляются рассуждения вроде: "А, ну ясное дело, что он так написал, ведь он же ... и бла-бла-бла".
Не лучше ли иногда взглянуть на автора как на чистый лист, без всяких дополнительных о нём знаний?


смотря какую цель преследует чтение;
возможно, для кого-то это и лучше


Американцы очень ценят ее, считают ее на полном серьезе американским Прустом. Давно хочу почитать, но времени пока не хватает.


Вот хочу ее прочитать. С чего бы начать?


С "Дневников") В "рецензии" я упомянула, что рассказы гораздо слабее, проще.


Спасибо за рецензию. Люблю чужие мемуары, жизни, заинтересовалась... Скажите, а как Вы думаете - не во вред ли будет читать прежде дневники, а уже после собственно произведения автора?


"Во вред" кому?) Впрочем, никому не будет. Моё стойкое убеждение: чтобы понять, что на самом деле имел ввиду и хотел сказать автор худ. произведения, нужно узнать его и его жизнь. А здесь автор и ценен, как автор именно "Дневников".