Больше рецензий

8 октября 2012 г. 18:10

3K

3

Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя:
богатыри — не вы! М.Ю.Лермонтов


Произведение типа фантастическое. На самом деле фантастики на минус полтора процента. Параллельное повествование о внеземных контактах проведено специально, дабы отвлечь критиков и придать другую окраску произведению. Но, воспринимая творение целостно, забываешь о том, что речь идет о чем-то вымышленном, ибо его как такового нет. Айтматов на примере другого, инопланетного мира, только хотел обратить внимание на то, что земляне в своем большинстве занимаются мышиной возней, бесполезными делами, воюют друг с другом и не понимают, что всем этим тормозят развитие человечества или деградируют. С этим нельзя не согласиться, но подобное может прийти в голову любому разумному цивилизованному человеку.

Основной темой является старческое брюзжание. Главный герой повествования, Буранный Едыгей, поборник морали и нравственности, правильности и традиций. Он всю жизнь пашет как лошадь, выполняет приказы, занимается семьей. Семья – основная ценность по Айтматову, но о семье конкретно Едыгея сказано, почему-то, очень мало. В основном Едыгей занимается спасением чужих семей, объясняя это тем, что власть несправедливо их обижает. На самом деле борец за правду просто влюбился в соседку. Как-то совсем не правильно и не нравственно. Цивилизация в итоге определена Едыгеем как зло, а традиции принимаются в застывшем виде. Соседский сын, выучившийся в интернате и работающий мелким чиновником, олицетворяет собой молодежь как таковую, о которой заботились, тратили на нее деньги, а в ответ получили неуважение и равнодушие. На все вешаются ярлыки, но мы помним о том, что пред нами кристально честный человек, без пороков, которого мы должны уважать. А некоторую его угловатость и невежество списываем на то, что он обычный необразованный железнодорожник, на войне ударившийся головой, а вовсе это не Чингиз Айтматов с нами говорит его устами. Старость требует уважения. Совсем не мудрая, спокойная, умиротворенная старость, а суетливая, вечно недовольная, бунтующая. Молодежь должна сидеть по кибиткам, скакать на верблюдах и кланяться, кланяться, кланяться родителям. Иначе обзовут манкуртами.

Легенда о манкурте, человеке, потерявшем память и убившем свою мать, возведена в имя нарицательное. Термин «манкурт» превратно истолкован и теперь манкурты все, кто не живет на буранных полустанках. Похороны старого Каронара еще раз подтверждают старую истину о том, что людям важно не само горе, а уважение к собственному горю. Ничем не примечательная, тривиальная форма эгоизма.

Написано красиво, гармонично, тоскливо. Помимо легенды о манкурте в новую версию произведения полностью вошло «Белое облако Чингисхана», которого не было в версии «Буранного полустанка» 1983 года издания. Также в повествовании затронуты вечные темы беспредела власти, бюрократии и выращивания тварей дрожащих в советское время. Это тоже нетленно, но писать об этом не стану, дабы не искали аналогий.

Комментарии


А у Айтматова что то еще читали?


Плаха, Первый учитель


Обложка красивая - за нее надо было отдельный плюсик ставить.


Написано тоже красиво, а для того времени особенно. Только на нетленку время не должно распространяться


Классика, одним словом.


Тема с манкуртами явно не удалась. С инопланетянами в точку. А малые народы вечно корчат из себя обиженных


добавьте: если они не свободны) в империи


очень понравилось об устах Айтматова))


Человек свободен до тех пор - пока верит в свою свободу


люблю Вас, как себя)


Тема с манкуртами явно не удалась.


Никто не идеален. Главное чтобы мысль была понятна.


Мысль собственно какая - манкуртом становился порабощенный воин, которому на голову одевали сохнущую верблюжью шкуру и она, путем сдавливания, вытягивала из человека память и мозг. После этого человека превращали в раба, тупое и послушное существо, которое не помнило - кто оно и откуда. В результате же "манкурт" стало повседневным термином и так называют всех, кто покинул родной кишлак.


Написано красиво, гармонично, тоскливо


Гм, буду ждать подходящего настроения. Сейчас на тоскливое не тянет что-то. Осень...


>старческое брюзжание.
Всеобъемлюще.

Труд важнее того, ради чего он затеян, высокоморальные люди "старой школы", откровения уровня средних классов, брр, утомительно до боли.


Хотя вот сцена с бегущими человеком, верблюдом и псом показалась впечатляющей и красивой, но всего лишь.


По прошествии лет в памяти остался оборот с инопланетянами и, конечно, легенда о манкурте


В сухом остатке, интереснее всего было прочесть о "житье-бытье" в местах, подобных Сарозекам.


Как экзотика. Я живал в таких местах, ну его


Коли покинули, не таким уж и хорошим человеком оказались по Айтматову :р


Если воспринимать не буквально, то любой, кому насаждаются чуждые идеи в силу личной тупости, подходит под определение манкурта. В настоящее время такая масса именно что сидит по своим колхозам


только лишь Айтматов дарит этим "колхозникам" весьма трусливый образ мученичества


Им не с чем сравнивать. Но он им предлагает приверженность племени как основное и чуть ли не единственное достоинство. С этого начинаются и истинные арийцы


так и есть, давно отмершие идеалы и формы морали у Айтматова вылились бы не в благое будущее, где с инопланетянами дружат, а в будущее, где их ещё более яро режут


— Щербатин… — Я потряс головой. — У нас там дома академики все лысины себе прочесали — есть ли хоть где-нибудь братья по разуму. А оказывается, до них чуть ли не на попутке добраться можно.

— Ну, примерно так. И что?

— Почему они с нами не вступают в отношения? Почему не прилетят, не помогут чем-нибудь?..

— А на кой ляд мы им сдались?

— Ну, как… — растерялся я.

— Да, как? Вот скажи мне, Беня, ты был когда-нибудь в Бобруйске?

— Нет.

— А почему?

— А что мне там делать?

— Ну вот! Ты сам и ответил на свой вопрос. У тебя же не возникало желания приехать в Бобруйск, помочь им там чем-нибудь, а?

— Ну, то Бобруйск, а то другая галактика.

— И что? Люди-то везде одинаковые. И обитаемых миров — тысячи. Наш, кстати, не лучший.

— Неужели им неинтересно, как там у нас?

— Тебя снова спросить про Бобруйск?


вот у Сорокина о Бобруйске мнение кардинально противоположное )


говорят, там пиво было хорошее в советские годы


Хм, смущает немного, что в Вашей рецензии что-то написано о похоронах старого Каронара, но Каранаром звали верблюда, а хоронили Казангапа

а какая разница - кого хоронить