Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2012 г. 11:54

316

4

Очень интересная книга и весьма познавательная. Правда, многое я и так знала, но тут все это систематизировано и изложено со спокойствием исследователя.
О стандарте верующих в современной МП, о том, кто там реально принимает решения, о состоянии монашества - в т.ч. несколько впечатляющих историй из этой области. Книга вообще ценна тем, что во многом основана на полевых исследованиях автора, выезжавшего в епархии и встречавшегося с епископами и духовенством, поскольку МП организация крайне закрытая и узнать о ней что-либо достоверное из официальных источников весьма затруднительно.

Об идеологической платформе:

Ее можно охарактеризовать как последователь антилиберальную, антизападную, ксенофобскую по отношению к этническим меньшинствам, симпатизирующую монархической (или, как минимум, авторитарной) форме правления государством, этатистскую и антирыночную.


Об источниках веры:

Для большинства воцерковленных вера - понятие не книжное (т.е. прочитанное и усвоенное), а ритуальное. Она основана не на изучении, толковании и осмыслении Библии, а на прививаемом с детства исполнении ритуалов. Происходящее на службе, соблюдение основных таинств и постов объясняется ссылками не на текст главной книги христианина, а на обычаи, поддерживаемые авторитетными носителями знания - священниками или приходскими активистами. Именно поэтому человек, формально исполняющий ритуалы (например, носящий крестик и поедающий кулич на Пасху), уже считается православным, хотя он может не знать ни "Отче наш", ни где родился Спаситель, ни что надо делать в храме, если уж он туда случайно попал.


Про уровень образованности духовенства:

Если в государственных, общественных или коммерческих организациях человек без высшего образования лишь в исключительных случаях может занять ответственный пост, руководить другими людьми, делать карьеру, то в Церкви монолитная и замкнутая (но уверенная в своей непогрешимости) масса пастырей с образованием уровня ПТУ находится под управлением людей, имеющих, в лучшем случае, два курса института. Ни за пять, ни за десять следующих лет это положение принципиально не изменится.


Про ОПК:

Дискуссия по поводу учебника А. Бородиной обнажила ...подводный камень в вопросе о преподавании ОПК. Дело в том, что подавляющее большинство его сторонников ... являются с политической точки зрения русскими этнонационалистами и хотят учить детей не православию как таковому, а
русскому
православию И патриотизм, который они хотят воспитывать в детях, - не российский, а русский.


О готовности пострадать за веру:

Панический страх перед возможными погромами в значительной мере определяет политику РПЦ в мусульманской среде. Ни один из почти 30 православных священников, опрошенных мною в Среднеазиатской епархии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, не выразил даже моральной готовности в случае подобных событий погибнуть за веру. Зато камни, которые окрестные дети эпизодически бросают в стены храма, ... являлись поводом для длительных рассуждений о грозящей серьезной опасности и ненависти, которые мусульмане "на самом деле" испытывают к православным.


Все это на фоне отказа от миссионерской деятельности. МП именно потому стремится запретить или ограничить деятельность католиков, протестантов и пр., что они-то как раз миссионерством занимаются, и очень активно. По статистике во многих местах число их общин уже больше, чем у МП, или сопоставимо.

Социальный облик верующего изменился за десятилетие существенно, но не принципиально. По-прежнему его основа - бабушки, а на смену разочаровавшимся интеллектуалам пришли люмпен-интеллигенция, "советские люди", ощущающие страх перед новыми временами, и полукриминальные предприниматели. Таким образом, Церкви за это десятилетие не удалось решить проблему привлечения в храм серднего городского жителя ... Наоборот, произошла концентрация ядра воцерковленных верующих, все более замыкающихся в особую этноконфессиональную общность, которая по ментальным и ценностным ориентирам дистанцируется от основной массы населения страны.
... В настоящее время Церковь не только "правее" большей части публичных политиков России, но солидаризируется с маргиналами, стремящимися к реализации программ, основанных на традиционалистических, антидемократических и этнонационалистических идеях.


И общий вывод:

За 1990-е гг. РПЦ упустила свой шанс вписаться в современный мир ... Она все более становится реликтом минувших веков (как в религиозном, так и в политическом отношении) и одновременно разлагается организационно ... При антидемократическом направлении российской политики РПЦ может стать важной составляющей консервативной государственной националистической идеологии.


- От чего, добавлю от себя, избави нас, Боже.

Единственный серьезный ляп в книге - утверждение, будто в Византии "глава страны был главой Церкви". Расхожий штамп, не имеющий ничего общего с реальностью. Это в России при синодальном строе было официально провозглашено, что царь является главой и "крайним судией сей коллегии", а Византии такого не было никогда - там всегда провозглашалась симфония церковной и светской власти (хотя на практике она воплощалась с переменным успехом, но это уже другой вопрос).