Больше рецензий

21 марта 2021 г. 20:04

230

4

Уже не помню, как именно узнала об этой книге (но точно благодаря этому сайту!), но все те несколько лет, что она была закачана в мою электронную книгу и была мною игнорирована, я думала, что это семейная сага. Ну, исходя из названия. На деле оказалось не совсем так.
В этом романе нам рассказывают о наследнике знатной семьи Карлосе Майа в тот период его жизни, когда он закончил учебу, попутешествовал по заграницам и вернулся домой в Лисабон заниматься, в идеале, врачебной практикой, а на деле – хоть чем-нибудь. Да, мы узнаем о его деде и отце, для общей истории это очень важно, но особо углубляться в их характеры и взгляды на жизнь книга не будет. Отец Карлоса прожил недолго и нам, по сути, важно только то, что он его отец. Дед Афонсо присутствует в повествовании намного больше, но все, что мы действительно о нем узнаем, – это то, что он горд, безумно любит внука и в целом добр, но в жизни руководствуется принципами типа «поменьше прогресса, побольше нравственности». Женским персонажам вообще не уделено должного внимания, они нужны для того, чтобы блистать красотой и / или быть коварными.
Так что не знаю, назвала бы я эту книгу семейной сагой или все-таки нет, но это роман, в котором семейные узы играют первостепенную роль для главного героя. А что же он сам? Карлос Майа и его лучший друг Жоау да Эга, очевидно, были созданы автором как образцы типичных представителей португальской золотой молодежи конца 19 века. У них много денег и возможностей, но совсем нет желаний и стремлений. Получив диплом, они начинают вести такую себе двойную жизнь – для вида чем-то занимаются (Карлос якобы врач и изредка кого-то лечит, Эга пишет книгу, даже черновиков которой никто не видел), но по сути их можно назвать светскими львами. Они обожают все английское, среди их друзей много иностранцев (циничный британец Крафт, простодушный финский посол), людей искусства (в основном хандрящий пианист Кружес) и просто лизоблюдов, жаждущих стать своими в свете (Дамазо) они любят тратиться на одежду и предметы обстановки, ходят в оперу и на скачки. Эга периодически высказывает скандальные суждения – например, лучше бы Португалию захватила Испания, а то мы сами ни на что не способны. По ходу книги не всегда понятно, когда он хочет просто обескуражить публику и завладеть ее вниманием, ляпая что попало, а когда действительно говорит то, что думает, но в обществе он считается интеллектуалом. Карлос в основном сам никаких мнений не оглашает, только поддакивает, но он знает о своей аморфности и говорит, что это национальное. Из таких высказываний и реакций на них, конечно, и можно узнать о том, какого мнения о высшем обществе страны был сам автор.
Но главная страсть Карлоса и его товарищей – это женщины, причем непременно замужние. Серьезно, ни одной девицы на выданье в книге нет, сплошь чьи-то жены, жаждущие завести любовников и буквально сами им себя предлагающие открытым текстом. Когда оказывается, что избранница Карлоса может быть не чьей-то женой, а чьей-то любовницей, он чувствует себя глубоко оскорбленным и обманутым. Увести жену и мать из семьи не казалось Карлосу постыдным, ведь, раз она замужем, значит, знатного рода и до свадьбы вела невинную жизнь, а у содержанки кто знает, сколько было мужчин до него. Интересная логика, ведь, как видно из книги, и у замужней женщины можно быть далеко не первым любовником.
Именно отношения Карлоса с женщиной становятся главным двигателем сюжета и открывают семейные тайны Майа. Именно из-за них он лишается личного счастья (но остается при деньгах и статусе). Однако Карлоса мне было совершенно не жаль – он, на мой взгляд, получил то, чего заслуживал. Он слишком пресный, безразличный, не способный принять твердое решение, предпочитающий откладывать все дела в долгий ящик, не извлекший пользы из уймы своих возможностей. И вообще, нечего по будуарам чужих жен шляться. (А вот Марию, с которой, к сожалению, у Карлоса сложились отношения, мне было жаль.)
Понравился звучный, красивый, остроумный язык автора. Хотелось от этой книги побольше жизни общества и описаний Лисабона, но это уже так, мне такого никто и не обещал. Понравилась забавная концовка – Карлос и Эга философствуют, говорят о том, что «проиграли жизнь», что по жизненной дороге нужно идти размеренным, неторопливым шагом… но потом вспоминают, что дома на ужин их ждет колбаска и, чтобы успеть вовремя, все-таки решают ускорить шаг и даже пробежаться за извозчиком.
Я порекомендовала бы эту книгу друзьям, не так много мы знаем о португальской литературе, почему бы не начать знакомство с вполне хорошего романа?