Больше рецензий

19 марта 2021 г. 23:03

2K

4

Учитывая, что последняя часть трилогии написана сильно позже, чем первые две, можно было предположить какие-то значительные изменения в стиле. Но они в основном коснулись сюжета, точнее, судьбы героини. Я, честно говоря, к такому не была готова. Зависимость от слов, которые проходят "сквозь", была поколеблена зависимостью от опиатов, при чем внезапной, сильной, поглощающей, как и любовь с первого взгляда, которая тоже приключается на последних страницах (интересно, что и тот человек, который целовал Тове перед уходом на войну, друг на один вечер, вызвавший впервые что-то похожее на чувства, и тот, кто сразил ее молниеносно и стал 4-м по счету мужем писательницы - оба Викторы, вижу в этом перст судьбы). Такое ясное, честное повествование о потере себя, местами даже о предательстве себя. Вот бывает справедливое зло, а тут не приукрашенная правда, без жалости к себе, без поиска виноватых. Жизнь, как книга, которая непременно должна кончиться, шелест беспристрастных, сухих страниц и резкий хлопок крышки форзаца. Всё - конец.

Только прочитав третью часть, поняла, что имеется в виду под "неуверенной победой жизни" в аннотации к книге. По крайней мере, мне так показалось. В любом случае, я не согласна с этим. С самого начала это словосочетание вызывало у меня необъяснимую тревожность, какой-то внутренний диссонанс. Победа жизни и до третьей части не очень-то ощущалась. Вот победа слова, победа над условностями, победа той же любви, например... но не жизни, нет. Приходит в голову слово "пустота". Но оно тоже не подходит, это какая-то черная воронка внутри, которая засасывает, и если сначала, благодаря ей, Тове с легкостью преодолела то, что другого сломало бы, то позднее эта всепоглощающая сила понесла ее в совсем другую сторону. Чужая душа - потемки, вот это точно про Тове. Загадочная все-таки женщина была.

Мне стало интересно, почему такое смутное ощущение внутри, какая-то именно неуверенность, после прочтения книги. И вот. Тове Дитлевсен покончила жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу снотворного, бесстрастно сообщает мне Википедия. А ещё в 1973 году она развелась с Виктором, если гугл-переводчик не врет, то разногласия у них были серьезными, да и отношения сложными. Но я не об этом, ведь для любви это не помеха. Я о другом. В конце книги Тове рассказывает, что каждый раз, когда она снова срывается, Виктор обещает уйти от нее, но "он этого не делает — никогда". Как известно, никогда не говори "никогда". Опять же, судя по статье про Виктора Андреаса, у них там в 1973 году какой-то скандал приключился не просто семейного, но общественного масштаба. Когда-то не ушел, но ушел теперь. На страницах неуверенная победа жизни, а в жизни... победа смерти. Вот так-то. Что и требовалось доказать.

Memento mori, друзья!

Спасибо за прекрасный перевод Анне Рахманько!