Больше рецензий

19 марта 2021 г. 22:46

1K

5 Если бы метеорита не было

Периодически я натыкаюсь на упоминания «Стальной Крысы» Гаррисона, но всё как-то боязно читать. Это ведь цикл, читать много. Поэтому когда мне на глаза в магазине попалась книжица с динозаврами и странными рептилиями на обложке, я не мешкала и сразу купила. Обложка напомнила «Затерянный мир» и «Путешествие к центру Земли», и я решила попытаться испытать те ощущения, что и в детстве, когда читала их впервые.

Забегу вперёд и скажу, что я действительно ощутила те же эмоции. Просто мощный, вкусный взрыв эмоций. А теперь обо всём по порядку.

Нас кидают в мир, где не было метеорита, убившего динозавров. Они не вымерли, не уступили место млекопитающим. Что из этого вышло? Смогли ли сосуществовать вместе хладнокровные и теплокровные животные? А наделённые разумом? В мире на страницах книг живут два вида: тану — люди и иилане' — разумные рептилии.
Первые страницы показывают нам отношение тану к иилане' и иилане' к тану: оба вида считают вторых мерзкими и неразумными животными. Слишком разные физиология, образ жизни, ветви развития не дают им друг в друге увидеть разумных существ. Именно из этого выходит главный конфликт книги.
Главный герой — мальчишка по имени Керрик. Его саммад (племя) был начисто перебит иилане' в отместку за убийство самцов и их детей на пляже. Керрик чудом выживает, и странные существа (которых он называет мургу) забирают его к себе в город в качестве забавной зверушки.

В основе романа нет ничего удивляющего и новаторского. Просто противостояние двух видов. На эту основу, как шармы на браслет «Pandora», можно нанизать десятки подтекстов и разновидностей темы: от расизма и сексизма до истребления коренных народов Южной Америки. Вся прелесть этой книги в том, как она написана.

Начнём с того, что писатель придумал языки для обеих рас, наделил их уникальным стилем речи. Языковые обороты помогают нам лучше понять образ мышления тану и иилане', а вымышленные слова — глубже проникнуться атмосферой. На первых страницах незнакомые слова сбивают с толку: кто такие мургу, кто такие фарги? Однако быстро ловишь ритм повествования и понимаешь смысл слов, не заглядывая в словарик. Да, в конце есть небольшой словарь речи тану и иилане'. А также небольшой справочник об этих видах и местных животных — причём последний с иллюстрациями!

Мир очень сочный и яркий, во время чтения я прямо-таки слышала шуршание ветвей деревьев, плеск моря на берегу или запах мяса, выращенного иилане'. Быт тану и иилане' прописан с мельчайшими подробностями, а противопоставление знакомой и понятной жизни древних кочевых племён и фантастического города рептилий сносит крышу. Картинка получилась такой насыщенной, что в неё нельзя не поверить. Добавляет реализма отказ от ярлыков: писатель не пытается объяснить нам происходящее. Он не рассказывает, кем мы должны считать иилане', не показывает, чью сторону нужно принять. Читатель — одновременно сторонний наблюдатель в своей отчуждённости и участник событий. При этом автор от главы к главе меняет фокус: то мы следим за Керриком, человеческим мальчиком, то за Вейнте', правительницей города рептилий. Мы видим мир их глазами, впитываем их восприятие.

Столкновение разных культур порождает конфликт. Как я уже говорила, именно это основа романа. На протяжении всей книги находишься в напряжении, листаешь страницу за страницей, чтобы узнать, как контакт двух видов разовьётся. Забудут ли они вражду? Станут ли жить в симбиозе? Кто выиграет? Какие ещё лишения придутся на долю Керрика? Это увлекательно.

Для меня Гарри Гаррисон и «К западу от Эдема» — одно из самых ярких книжных открытий за последнее время. Роман атмосферный, яркий. Писатель сделал всё возможное, чтобы мы прониклись им, поверили в реальность происходящего. Я боялась, что книги перестали меня трогать, практически не вызывают эмоций. Этот роман развеял сомнения. Яркие впечатления, будто это не тысячная книга в моей жизни, а первая.