Больше рецензий

19 марта 2021 г. 12:09

476

3.5 «... Рукоплещите, граждане, фильма окончена...»

Итак, что же приготовил нам Борис Акунин в качестве последнего литературного угощения в рамках цикла "Смерть на брудершафт"? В этот раз за основу сюжета взята история реально существовавшей в 1917-м году ударной части Русской Армии - Женского батальона смерти. Каково звучит, а? Но звучит на самом деле гораздо пафоснее и устрашающе, нежели это было в действительности. Сейчас современному человеку, конечно же, тяжело понять значение участия в Первой Мировой подобной женской воинской части - в наши дни для женщин доступ открыт в любые отрасли и профессии и уже никого не удивишь тем, что представительницы прекрасного пола перенимают на себя казалось бы изначально сугубо мужские специальности. Тем более, что в качестве примера мы имеем опыт Великой Отечественной Войны, когда женщины шли на фронт и сражались с врагом наравне с мужчинами. Однако для 1917 года это явление было чем-то невиданным. И это лучше всего демонстрируется тем, как восприняло общество то, что женщины взялись за оружие. Похабные шуточки, смешки, издевки, масляные взгляды, ругательства, а порой и распускание рук - вот тот арсенал приемов, которыми встретило общество батальон... Стыдно, невыносимо стыдно мне было за мужчин...

В книге прекрасно показана атмосфера разрухи и разложения как в тылу, так и в армейский рядах. Чувствуется, что создание женского батальона это не что иное нежели агония высших военных чинов. Не знаю, на что был расчет при формировании этой ударной части, но мне было изначально ясно, что девочки, вступившие в нее, не до конца понимают, на что они идут, и тем самым подписывают себе смертный приговор. Можно сколько угодно бить себя в грудь, доказывая равноправие мужчин и женщин, но только глупец может не понимать, что по своим физическим и эмоциональным особенностям большинство женщин не воины. Конечно, встречаются экземпляры вроде той же начальницы батальона Марии Бочкарёвой, но это скорее исключение из правила, нежели само правило. Большинство женщин, вошедших в этот самый батальон, были похожи на Сашеньку Шацкую или Соню Семочкину - наивные, нежные и чистые создания, никогда не державшие в руках ничего тяжелее ложки. Ясно было как божий день, что за пару месяцев даже мало-мальски приемлемых вояк из них не сделаешь... Другие читатели отмечают, что эта повесть наполнила их любовью к женщинам и гордостью за них - меня же она наполнила лишь грустью и печалью по стольким глупо положенным жизням...

Если говорить в общем, то сама история женского батальона и та обстановка, которое сложилась на исходе Первой Мировой Войны в армии и в тылу, показаны в книге интересно и увлекательно. Это если взять книгу в отрыве от того, что она часть цикла. Поскольку, честно признаюсь, на десятую завершающую книгу серии "Смерть на брудершафт" я возлагала большие надежды. Мне казалось, что в рамках всей серии эта часть должна быть подобна мощному артиллерийскому залпу, который бы ознаменовал финал "брудершафтной" истории. На деле же получился жиденький пиф-паф... Я ждала, что в этот раз приключения будут из разряда невероятных, головокружительных и т.п. и т.д., а вышло как будто опытного героя приставили воспитателем к детскому саду. Не по Сеньке шапка! Я надеялась, что мы уже покончили со случайными влюбленностями Романова - и на тебе, опять на те же грабли! Помимо этого от заключительной книги мне хотелось бы получить ответы на некоторые накопившиеся у меня вопросы. Как минимум хотелось бы получить жирную точку в противостоянии Зеппа и Романова и я ожидала, что эта книга станет последней их попыткой померяться силой. Автор рассудил иначе - ну что ж... Потом хотелось бы узнать, например, как все таки Алексей Романов дошел до того, что из царской контрразведки оказался к событиям, происходившим в "Не прощаюсь", в рядах красных. В принципе, если очень постараться и изъявить желание притянуть непритягиваемое, то из сюжета "Батальона ангелов" можно что-то такое извлечь, что заставило бы нашего героя сменить идейный окрас, но лично для меня все, произошедшее в данной части, в качества аргументации для этого выглядит слабо... Да и в любом случае это была бы всего лишь читательская версия, а хотелось бы узнать авторскую. В целом финальная часть цикла не оправдала моих ожиданий - на мой вкус в цикле есть гораздо более удачные "фильмы". Но даже при этом за десять книг я как-то незаметно для самой себя привязалась и к циклу, и к его героям - да так, что расставаться все равно грустно...