Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

19 марта 2021 г. 00:21

919

5 Ребята с нашего двора...

О войне и вспоминать-то сложно, а рассказывать, тем более детям... Заметила, что чаще писатели стараются, чтобы уберечь ребенка от ужаса, передавать произошедшее без подробностей, обходя острые углы ада, будто чистыми без эмоциональных примесей фактами, чтобы не концентрировать внимание детворы на смертях и невероятных ранах, нанесенных войной. Быть может, это и правильно, но куда сильнее трогает читателя большая возможность вжиться в историю - нет, не окунуться в обилие описаний или переживаний, а прямо взглянуть в глаза тому, что творилось, в души потерявших близких, в глаза уходящим, чтобы не вернуться, и тем, кто до конца пытался хранить надежду.

Вильям Козлов с его "Витькой с Чапаевской улицы" стал в этом плане настоящим открытием - буквально за минуты до начала Великой Отечественной мальчишки и девчонки шалили, бравировали, вели себя как принцессы, спорили и отдавали долги самым ребячьим способом, организовывали шайки разбойников, собирались на чердаке для обсуждения всего на свете, заигрывали еще по-детски с противоположным полом, влюблялись впервые в жизни и уходили в бега от наказания за проделки и проказничество. И спустя мгновение уже оказались будто в ином измерении, где на ни в чем неповинных людей сбрасывают бомбы, кругом летают вражеские юнкерсы, а на земле любой может оказаться совсем не тем, кого ты, казалось бы, знал до мелочи.

картинка Sandriya

Витька, Люся, Сашка, Гошка, БЭС, Алла уходили, чтобы избежать наказания за детскую проделку, а вернулись в город, где больше нет их дома в смысле буквальном, погибли родные и неизвестно, остался ли кто-то из них еще живым, даже уехав вовремя из места, переставшего быть домом в фигуральном смысле. Не все ребята сумели выстоять перед лицом свалившегося на них ада - хочется осудить, конечно, за трусость и легкость поддавания* соблазну - ведь личность вне возраста есть такой, какой есть, не оправдать тяжелыми временами - другие же смогли не превратиться в стервятников или сумасшедше не поддаться инстинкту самосохранения. Но, не знаю, не знаю, как бы повели себя мы все в такой ситуации, когда кругом смерть, вокруг жестокие враги и неизвестно, когда и придет ли вообще спасение - хочется верить, что никто не опустился бы до воровства и мелочности, как мальчик Сашка, который и сам не мог остановиться в своем запасничестве, и на беспокоящее поведение которого никто вовремя не обратил внимания, до тупой животной трусости, как мальчик-бравада в мирное время Гошка, забывший о человечности, подвергшись звериным инстинктам, сломавшийся при первом же сигнале действительной опасности.

К счастью, мир не без добрых людей - не без храбрых и благородных, патриотичных и верных, думающих не только о себе, когда прижмет, и способных прийти на выручку даже в откровенно рискованных ситуациях. Мир не без Витьки, которого война сделала настоящим мужчиной, хотя он мог как и Сашка с Гошкой задуматься лишь о спасении собственной шкуры - ведь он никому ничего не должен (хотя, не мог бы - не способен этот человечек на такую низость); не без Кольки, у которого на все были ответы, настоящего ботаника, который, тем не менее, не потерялся в аду окопов, взрывов и убийств; не без Верочки, девочки из культурной интеллигентной семьи, но не боящейся взрывать фашистов, хранящей верность и благоразумие, когда остальные были готовы поддаться эмоциям и бросить все.

картинка Sandriya

Спорных личностей, само собой разумеется, как и в жизни, в романе тоже хватает - Козлов не стал переделывать людей, он показал нам предсказуемое их развитие - принцесса двора Алла была девочкой себе на уме, такой и осталась посреди войны: сама признавалась, что никогда не любила, не знала глубоких чувств, поверхностно смотрела на мир - и царящее кругом не так ранило ее подржавевшую душу, цепляло вскользь, рикошетом, как за щитом продолжила оставаться красавица. Да и Верочка со своей переменчивой влюбчивостью - не на поле же боя ей неожиданно останавливаться в своем выборе - не могла она жить без любви, без самого чувства, а не его объектов. Сложные люди, сложное время...

Предательство, разочарование, встречи со своими, которые чужие, обман на грани со смертью, первая любовь, дружба от всей души, вера и надежда, боль от того, что пришлось видеть собственными глазами даже расстрел твоего друга "ненужного человека" и пребывание в изменившемся вдруг мире, где это возможно - "быть ненужным", - вот какими чувствами полно произведение "Витька с Чапаевской улицы". Оно живое, герои - живые, память о войне - живая.