Больше рецензий

mikhaillkobrin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 марта 2021 г. 11:04

940

4 Грин побуждает к переменам

Если ‘Алые паруса’ - это разговор с ребёнком, по детски наивно, про чудо, которое человек долго и кропотливо делает своими руками, то вот ‘Бегущая по волнам’ - это как первая влюбленность, когда ты увидел человека буквально краем глаза, услышал его голос, приметил пару движений, от чего тебя сразило наповал, и ты под впечатлением уже дома ложишься и с улыбкой смотришь в потолок, думая о следующей встрече. Не помню пока ни одной истории, где бы я ощутил такое же окрыляющее чувство любви, в которой все складывается прекрасно. Но тут не только про это. По сюжету, в котором буквально сквозит через многие другие книги и рассказы Грина мысль о смене обстановки и о выходе из-под гнета сформировавшихся моделей и ценностей, герой находится в жизненном тупике и решается отдаться во власть случайного знака судьбы - уплыть в неизвестном направлении на корабле с названием Бегущая по волнам. 

Здесь все оказывается очень интересно закручено, все не просто так, очень много сюжетных поворотов и завязок, есть и даже детективные нотки. Но отдельная беда - как это все написано. Я читаю довольно сосредоточенно, что неусидчивому мне даётся очень нелегко, также читаю вслух. Но на ‘Бегущей’ постоянно я ловил себя на том, что проскальзываю через определенные части текста. Вот прочитайте предложение: «Он напевал, бурчал, барабанил пальцами, возился шумно на стуле, иногда врывался в разговор, не давая никому говорить, но так же внезапно умолкал, начиная, раскрыв рот, рассматривать лбы и брови говорунов». Теперь представьте себе такой абзац, а теперь пять абзацев подряд, возможно с описанием того, как персонаж в течение получаса смотрит на огромную статую, а мимо него просто проходит карнавальная толпа. Обилие причастий, деепричастий, огромных сложных оборотов внутри оборотов не позволяет расслабиться на этом тексте, как бы говорит ‘Пропусти меня, подумай о чём-нибудь своём’. Текст превращается в воду, а вся прелесть моментов теряется за мишурой этих словесных конструкций. 

Но Грину это не помешало раскрыть героев, сделать их такими живыми, что эта приевшаяся уже запользованная всеми фраза не может передать мою мысль полно. А все потому что Грин своих героев, слава богу, раскрывает диалогами, а в них все ужимки, особые от персонажу к персонажу слова, паузы, многозначительные молчания, взгляды, движения рук, ног. У него вся живость в мелочах, тут кто-то не расслышал, неправильно понял, случайно проговорился, при ответе на вопрос не смог сдержать своего волнения и прокололся. И ещё много такого, что позволяет тебе самому пообщаться с ними, увидеть их, почувствовать их непосредственную близость. 

Важная для меня тема, затронутая и в Алых парусах, и в Острове Рено - тема невидимого гнета, от которого сбегают все герои Грина. Особенное раскрытие было в Парусах, но и ‘Бегущей’ тоже - Гарвей устал от жизни, он не смог достичь чего хотел, он остановился, заболел от своих мыслей и получил совет об отдыхе. После этого он принимает решение именно сбежать, как и герой Грей из родительского дома, где ему уже приготовили судьбу - быть на портрете рядом с его предками-врачами; как и матрос Тарт - сбежал с корабля и переосмыслил свою жизнь на необитаемом острове. 

Хорошо это или нет, судя по Грину надо себе устраивать тотальную перезагрузку, надо полностью менять свою жизнь, уезжать, заводить новых друзей, идти на новую работу, селиться в новом месте. Грин гарантирует - все будет хорошо!